«300 спартанцев», «Город грехов» и «Матрица»: как комиксы влияют на кино

Разбираем влияние комиксов на киноиндустрию.
14 декабря
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «V значит Вендетта» // 	Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «V значит Вендетта» // Warner Bros. Pictures

Уникальные художественные формы комиксов, с их динамичным наполнением и ярким визуалом, привлекают аудиторию на протяжении многих десятилетий. Однако комиксы были и остаются не только самобытным проявлением печатного творчества — они произвели революцию того, как киноистории оживают на экране. В этой статье рассмотрим их влияние на кинематографические приёмы, а также знаковые примеры, иллюстрирующие симбиотическую связь между страницами комиксов и экраном.

«300 спартанцев» (300), 2007 год

Фильм Зака Снайдера известен среди любителей кино благодаря особому визуальному стилю, скрупулезно воссозданному в соответствии с эстетикой одноимённого графического романа Фрэнка Миллера. Оператор-постановщик картины Ларри Фон в одном из интервью отметил:

«Мы не просто делали фильм, используя персонажей и историю [Миллера]; мы намеренно снимали кино по его книге, поэтому её стиль и композиции были неотъемлемой частью всего, над чем мы работали».

«300 спартанцев» использует скудную цветовую палитру с высокой контрастностью, подражая графическому роману в его живописной технике. Подобный подход усиливает драматический эффект и помогает оставаться верным художественному стилю исходного материала. Зак Снайдер также использовал инновационный приём ускоренного воспроизведения — чередование слоу-мо с кадрами в режиме реального времени, — что подчёркивает интенсивность батальных сцен. Этот приём помогает добиться динамичного изображения экшена, характерного для комиксов, и тем самым вызывает у зрителей интуитивные ассоциации.

Кадр фильма «300 спартанцев» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «300 спартанцев» // Warner Bros. Pictures

«Город грехов» (Sin City), 2005 год

Работа Роберта Родригеса — эталонная экранизация комиксов, которая в деталях передаёт особенности и оригинальное художественное оформление одноимённого графического романа Фрэнка Миллера. Родригес использовал оригинальные выдержки из первоисточника в качестве прямых раскадровок для фильма, поэтому каждый кадр отражает композицию и обрамление исходного материала. Такой подход позволил создать плавный переход от страниц к экрану, сохранив при этом уникальный визуальный язык комикса.

Важным элементом «Города грехов» остаётся цветовая палитра — преимущественно чёрно-белая с акцентом на определённых деталях, выделенных яркими цветами. Приём не только соответствует стилистическому выбору Миллера в романе, но и выделяет персонажей через гардероб или физические особенности. Кроме того, «Город грехов» использует структуру повествования антологии, рассказывая несколько взаимосвязанных историй сразу. Подобное решение перекликается с эпизодической природой комиксов и сохраняет стиль повествования исходного материала, позволяя каждому сегменту отразить особый тон и перспективу.

Кадр фильма «Город грехов» // Miramax Films
Кадр фильма «Город грехов» // Miramax Films

«Человек-паук: Через вселенные» (Spider-Man: Into the Spider-Verse), 2018 год

«Через вселенные» стал в своё время прорывным анимационным проектом, который ярко и наглядно воплощает эстетику комиксов в жизнь. Фильм повсеместно использует приём с разделением экрана, чётко отделяя сцены и элементы друг от друга, и тем самым имитирует визуальную структуру комиксов, направляя внимание аудитории на определённые ключевые моменты. Приём чем-то напоминает перелистывание страниц комиксов, погружая зрителей в оживший графический роман.

Картина использует экранный текст и визуальные звуковые эффекты, наглядно расписывая звукоподражательными словами сцены драки или выстрелы паутиной. Эти элементы добавляют происходящему игривый и захватывающий тон, усиливая связь фильма с его комиксными истоками. То же самое относится к «облачкам мыслей» героев, которые иллюстрируют зрителю неозвученные переживания персонажей.

Создатели фильма использовали разную частоту кадров, чтобы отразить рост Майлза Моралеса в качестве Человека-паука. В самом начале Майлз анимирован со скоростью 12 кадров в секунду, тогда как остальной мир живёт на скорости 24 кадра в секунду. Когда Майлз обретает уверенность в способностях, его скорость растёт и он больше не кажется таким неуклюжим. Кроме того, каждый Человек-паук в фильме получил уникальную анимацию, характерную для того мира, из которого они попали в мир Майлза. Все стили так или иначе перекликаются с различными стилями комиксов.

Кадр фильма «Человек-паук: Через вселенные» // Sony Pictures Releasing
Кадр фильма «Человек-паук: Через вселенные» // Sony Pictures Releasing

«Хранители» (Watchmen), 2009 год

Ещё один фильм Зака Снайдера, который известен как отменная адаптация графического романа Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Картина изобилует разными приёмами, отражающими стиль комикса, и отличается визуальной точностью, повторяя сюжетные линии оригинала. Также «Хранители» задействовали ту же цветовую гамму из вторичных цветов, что и в графическом романе — благодаря этому усиливается атмосфера и тематические элементы сюжета.

Расширенная версия фильма включает в себя «комикс внутри комикса»: речь про графический роман «Легенды Чёрной шхуны», который читает парень около газетного киоска. «Хранители» обогащаются за счёт мета-повествования комикса в виде анимационной истории, которая никак не связана с основным глобальным сюжетом. Это отражает многоуровневый подход к повествованию, характерный для оригинала. Необходимо также отметить, что Зак Снайдер использовал симметрию для построения кадра в ключевых сценах, повторяя визуал комикса и усиливая элементы картинки с помощью зеркальных образов.

Кадр фильма «Хранители» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Хранители» // Warner Bros. Pictures

«Скотт Пилигрим против всех» (Scott Pilgrim vs. the World), 2010 год

Режиссёр Эдгар Райт отличился изобретательным подходом к слиянию комиксной эстетики и кинематографических приёмов, экранизируя одноимённый графический роман Брайана Ли О'Мэлли. Как и в случае с упомянутым «Человеком-пауком: Через вселенные», картина использует экранный текст, имитирующий визуальный язык комиксов, и таким образом подчёркивает особо эмоциональные моменты. Звукоподражание, свойственное всё тем же комиксам, придаёт картине игривый оттенок и подчёркивает его визуальную новизну.

Райт также использовал разделённые экраны и креативные переходы, которые напоминают разделения внутри комикса. Такой подход позволяет не терять внимание аудитории и отчасти повторить опыт чтения комикса. Ещё в фильме использовались элементы видеоигр в виде подсчёта очков на экране, значки дополнительных жизней и представление персонажей в стиле, напоминающим игровой интерфейс. Всё это создаёт уникальный гибридный стиль, который отражает мультимедийное вдохновение оригинальных комиксов.

Кадр фильма «Скотт Пилигрим против всех» // Universal Pictures
Кадр фильма «Скотт Пилигрим против всех» // Universal Pictures

Трилогия «Матрицы» (The Matrix), 1999—2003 годы

Созданная четой Вачовски «Матрица» известна своим новаторским сочетанием научной фантастики и экшена, в значительной степени вдохновленными эстетикой комиксов. Для проработки реального мира в «Матрице», где обитают машины, Вачовски пригласили художника по комиксам Джеффа Дэрроу, известного по работе с Фрэнком Миллером над серией комиксов Hard Boiled. Замысловатый дизайн Дэрроу придал фильму особый визуальный стиль.

Концепция смоделированной реальности в фильме перекликается с сюжетами романа Уильяма Гибсона «Нейромант» 1984 года, который остаётся основополагающим элементом киберпанковской литературы. «Нейромант» представил идеи киберпространства и виртуальной реальности, которые занимают центральное место в истории Вачовски. Чтобы расширить вселенную, Вачовски впоследствии заказали серию комиксов, которую написали и проиллюстрировали выдающиеся деятели индустрии Нил Гейман и Билл Сенкевич.

Кадр фильма «Матрица» // Warner Bros.
Кадр фильма «Матрица» // Warner Bros.

Трилогия «Тёмного рыцаря» (The Dark Knight), 2005—2012 годы

Фильмы Кристофера Нолана о Бэтмене известны своим реалистичным изображением героя Готэма, а сюжеты во многом вдохновлены сюжетными линиями из комиксов. К примеру, «Бэтмен: Начало» (Batman Begins) включает в себя элементы графического романа Фрэнка Миллера «Бэтмен: Год первый» (Batman: Year One), где Брюс Уэйн только становится героем в маске и строит союз с Джимом Гордоном. Фильм как раз показывает суровый тон первоисточника и развитие персонажа.

Также в работах Нолана можно проследить влияние «Долгого Хэллоуина» (The Long Halloween) Джефа Лоуба и Тима Сейла — истории, которая показывает сотрудничество между Бэтменом, Гордоном и Харви Дентом, а также исследует трагическое превращение Дента в Двуликого. Образ Джокера в фильме «Тёмный рыцарь» отчасти вдохновлён «Убийственной шуткой» (The Killing Joke) Алана Мура, где подчёркивается хаотичный характер персонажа и его попытки «заразить хаосом» других, что наглядно демонстрирует его взаимодействие с Харви Дентом.

Кадр фильма «Тёмный рыцарь» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Тёмный рыцарь» // Warner Bros. Pictures

«Пипец» (Kick-Ass), 2010 год

«Пипец» Мэттью Вона — это уникальный фильм, в котором эстетика комиксов сочетается с сатирическим подходом к жанру супергероев. Картина полностью повторяет визуальный стиль серии комиксов Марка Миллара и Джона Ромиты-младшего, в мельчайших деталях воспроизводя внешний вид персонажей и их костюмы. К примеру, костюм главного героя практически идентичен варианту из комиксов, что подчёркивает стремление создателей ленты к аутентичности. Также фильм использует текст на экране, повторяя визуальные решения первоисточника, как это делают «Человек-паук: Через вселенные» и «Скотт Пилигрим против всех».

Фильм, как и первоисточник, предлагает самореферентный комментарий к традициям супергероев, исследуя последствия самосуда в реальной жизни. Этот мета-нарративный подход отражает намерение комикса деконструировать традиционные архетипы супергероев. Также в фильме представлены стилизованные экшен-сцены, имитирующие динамичный и намеренно преувеличенный визуал, характерный для комиксов. Для этого создатели прибегли к эффекту слоу-мо и тщательно проработали сцены сражений, сделав упор на зрелищную хореографию.

Кадр фильма «Пипец» // Lionsgate
Кадр фильма «Пипец» // Lionsgate

«V значит Вендетта» (V for Vendetta), 2005 год

Фильм Джеймса МакТига — прямая экранизация графического романа Алана Мура и Дэвида Ллойда, которая не только детально воссоздает визуальный стиль первоисточника через, к примеру, ту же маску Гая Фокса, но и сохраняет сложные темы по типу борьбы с тоталитаризмом и борьбу за свободу личности.

Фильм содержит различные отсылки к литературе, истории и искусству, отражая богатую интертекстуальность графического романа. Например, Галерея теней, где живёт Ви, украшена запрещёнными произведениями искусства и литературой. Также «V значит Вендетта» бережно передаёт образы и диалоги оригинала, сохраняя суть загадочной личности Ви и его философских монологов. Такая точность подчёркивает глубину персонажей и сохраняет интеллектуальную привлекательность оригинального произведения.

Кадр фильма «V значит Вендетта» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «V значит Вендетта» // Warner Bros. Pictures

Смотреть самые красивые фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Блокбастеры, перевернувшие кинопрокат: топ-10 самых кассовых фильмов в истории
Блокбастеры, перевернувшие кинопрокат: топ-10 самых кассовых фильмов в истории
Собрали десять фильмов, заработавших самую большую кассу в мировом прокате, и попытались разобраться, почему те смогли взорвать бокс-офис.
На смену лосинам: эволюция супергеройских костюмов на примере Marvel и DC
На смену лосинам: эволюция супергеройских костюмов на примере Marvel и DC
Разбираем изменения во внешнем виде супергероев, когда те перебрались со страниц комиксов в кино.
Плащи и маски: 10 удачных и разноплановых фильмов по комиксам
Плащи и маски: 10 удачных и разноплановых фильмов по комиксам
Супергеройские ленты, которые приходят на ум при упоминании слова «лучший».
Похитители зрительского внимания: 10 непревзойдённых ролей второго плана
Похитители зрительского внимания: 10 непревзойдённых ролей второго плана
Сыгравшие второстепенные роли актёры, что отвлекли внимание зрителей от главных героев.