Первый фильм режиссёра всегда особенный. Для кого-то попытка сделать первую работу оказывается всего лишь «пробой пера», но в случае отдельных постановщиков дебют оборачивается настоящим шедевром, который показывает неоспоримый талант, уникальный стиль и творческое видение. Tvigle собрал режиссёров-дебютантов, чьи первые фильмы вспоминают так же часто, как и другие знаменитые работы, укрепившие имя лучших в своём деле.
«Гражданин Кейн» (Citizen Kane), 1941 год
Режиссёр: Орсон Уэллс.
«Гражданин Кейн» рассказывает о жизни могущественного медиамагната Чарльза Фостера Кейна (Орсон Уэллс), чьи последние слова при жизни вызывают много вопросов у общественности и чья сложная личность постепенно раскрывается в серии воспоминаний.
«Гражданин Кейн» считается одним из величайших и новаторских фильмов в истории благодаря использованию приёма «глубокий фокус», нелинейному повествованию и инновационной операторской работе. Орсону Уэллсу на момент съёмок было всего 25 лет, но он не только выступил режиссёром и исполнителем главной роли, но и соавтором сценария.
Фильм установил новый стандарт в подаче истории и технических методах создания кино. Влияние «Гражданина Кейна» можно проследить в сотнях других работ, и на сегодняшний день он остаётся одним из основных элементов в изучении кино по всему миру.
«Бешеные псы» (Reservoir Dogs), 1992 год
Режиссёр: Квентин Тарантино.
Группа преступников планирует кражу бриллиантов, но в процессе всё идёт наперекосяк. К тому же герои подозревают, что среди них находится полицейский под прикрытием.
«Бешеные псы» продемонстрировали фирменный стиль Тарантино — острые диалоги, нелинейное повествование и отсылки к поп-культуре. Напряжённая история и уникальный подход к подаче сюжета мгновенно сделали фильм хитом среди инди-проектов своего времени.
Фильм со временем обрёл статус культового и положил начало карьере Тарантино, что привело к появлению его самых известных работ, в числе которых «Криминальное чтиво» и «Убить Билла».
«Четыреста ударов» (Les quatre cents coups), 1959 год
Режиссёр: Франсуа Трюффо.
12-летний мальчик Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) сбегает из дома на фоне равнодушия в семье и телесных наказаний в школе.
«Четыреста ударов» — это важный фильм Французской новой волны, который демонстрирует инновационный стиль Трюффо и автобиографический стиль повествования. В картине невинность и бунтарство молодых людей раскрывается с помощью грубой и реалистичной концепции, которая была революционной для конца 1950-х годов.
Фильм не только дал старт выдающейся карьере Трюффо, но и оказал влияние на целое поколение кинематографистов, укрепив статус Французской новой волны как важнейшего движения в кинематографе.
«Прочь» (Get Out), 2017 год
Режиссёр: Джордан Пил.
Молодой афроамериканец (Дэниэл Калуя) посещает семейное поместье своей белой подруги, где неожиданно всплывают пугающие тайны, а приезд главного героя превращается в настоящее испытание на расовой почве.
«Прочь» — это сочетание ужасов и социальных комментариев, которое позволило по-новому взглянуть на привычный жанр. Пил использовал элементы саспенса, сатиры и психологического хоррора, чтобы исследовать темы расизма в США, сумев создать одновременно интересный и заставляющий задуматься фильм.
Картина имела коммерческий успех (255 млн долларов сборов) и полюбилась критикам, сделав Джордана Пила важной фигурой в жанре современного хоррора. «Прочь» также породила важные дискуссии о расовых предрассудках в Голливуде и за его пределами.
«Голова-ластик» (Eraserhead), 1977 год
Режиссёр: Дэвид Линч.
Проживающий в грязном промышленном городе Генри (Джек Нэнс) пытается справиться с трудностями воспитания необычного сына и тяготами удушающего индустриального окружения.
«Голова-ластик» — сюрреалистический хоррор, который в полной мере демонстрирует уникальный авангардный стиль Дэвида Линча. Тревожащие образы, сказочное повествование и завораживающее музыкальное сопровождение сделали фильм культовым.
Дебют показал Линча в качестве мастера сюрреализма и проложил путь к его известным фильмам, в числе которых «Синий бархат» и «Малхолланд Драйв». «Голова-ластик» остаётся обязательным фильмом для просмотра тем, кто почитает экспериментальное кино.
«Леди Бёрд» (Lady Bird), 2017 год
Режиссёр: Грета Гервиг.
Старшеклассница Кристина (Сирша Ронан) проходит через испытания подросткового возраста, пытается найти общий язык с матерью (Лори Меткаф) и мечтает вырваться из родного городка в Нью-Йорк.
«Леди Бёрд» — это фильм о взрослении, выделяющийся своей аутентичностью и эмоциональной глубиной. Режиссура Гервиг раскрывает тончайшие нюансы подростковой жизни и семейного непонимания, находя отклик у зрителей всех возрастов.
Фильм получил несколько номинаций на «Оскар», в том числе в категориях «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм», а также продемонстрировал режиссёрский талант Греты Гервиг и дал старт её карьере постановщицы. Впоследствии она сняла «Маленьких женщин» и «Барби».
«Просто кровь» (Blood Simple), 1984 год
Режиссёры: Джоэл и Итан Коэны.
«Просто кровь» рассказывает историю владельца бара в Техасе (Дэн Хедайя), который нанимает частного детектива (М. Эммет Уолш) для убийства своей жены (Фрэнсис Макдорманд) и её любовника (Джон Гец). План идёт прахом, когда детектив решает переиграть ситуацию, что оборачивается серией недоразумений и жестоких последствий.
Дебютный фильм братьев Коэнов мастерски сочетает элементы нуара с чёрным юмором и саспенсом, демонстрируя их умение переносить на экран сложные и непредсказуемые истории. Новаторское использование визуального повествования и создание напряжённой атмосферы позволило Коэнам стать уникальными представителями американского кинематографа.
«Просто кровь» положила начало карьере Джоэла и Итана Коэнов, создав основу для целого ряда легендарных фильмов, в числе которых «Фарго» и «Старикам тут не место». Дебютная картина остаётся свидетельством их таланта смешивать жанры и способности увлечь аудиторию смелыми непредсказуемыми историями.
«Донни Дарко» (Donnie Darko), 2001 год
Режиссёр: Ричард Келли.
Трудный подросток Донни Дарко (Джейк Джилленхол) сталкивается с таинственными видениями, в которых человек в костюме кролика предупреждает его о надвигающемся конце света. Пытаясь разобраться в послании, Донни раскрывает тревожную правду о путешествиях во времени, реальности вокруг и своём собственном психическом состоянии.
Дебют Ричарда Келли представляет собой смесь психологического триллера, научной фантастики и сюрреализма. Замысловатый сюжет фильма, дополненный мрачным антуражем и запоминающимся саундтреком, создаёт атмосферу, которая ещё долго не отпускает после финальных титров. Ещё одним достоинством служит Джейк Джилленхол, чьё погружение в персонажа добавляет глубины и ранимости в сложные темы фильма.
«Донни Дарко» изначально провалился в прокате, но после выхода на носителях нашёл свою аудиторию и стал культовой классикой жанра психологического триллера. Запутанная история и уникальный тон подтолкнули зрителей к бесконечным анализам и дискуссиям, обеспечив картине достойное место в современном независимом кино.
«Девственницы-самоубийцы» (The Virgin Suicides), 1999 год
Режиссёр: София Коппола.
Семейство Лисбон известно среди жителей небольшого городка тем, что в семье пятеро дочерей. Когда одна из них совершает самоубийство, за остальными девочками начинают пристально наблюдать. Со временем родители сводят к минимуму взаимодействие с внешним миром, а их дочери вовсе перестают выходить из дома.
Дебют Софии Копполы — это захватывающее погружение в особенности подросткового возраста, ужас изоляции и скуки от жизни в пригороде. Благодаря сказочному визуалу и запоминающемуся саундтреку, фильм воссоздаёт трогательную и местами загадочную атмосферу. Кирстен Данст в роли Люкс Лисбон достойна отдельного упоминания, поскольку она незабываемо воплощает очарование и хрупкость юности.
«Девственницы-самоубийцы» получили высокие оценки за визуальный стиль и эмоциональную глубину, благодаря чему София Коппола прославилась в качестве самобытного и смелого режиссёра. Со временем картина приобрела культовый статус, прославившись умением передавать сложность подростковой жизни со всеми её нюансами и ранимостью.
«Пи» (Pi), 1998 год
Режиссёр: Даррен Аронофски.
«Пи» рассказывает историю математика-затворника Макса Коэна (Шон Гуллет), который одержим разгадкой тайны закономерностей во Вселенной. По мере того как он приближается к открытию числовой последовательности, способной раскрыть вселенские секреты, Макс впадает в паранойю, невольно стирая грань между гениальностью и безумием.
Дебют Даррена Аронофски — яркий психологический триллер, который исследует темы одержимости, изоляции и поиска вселенской истины. Снятый в чёрно-белых тонах фильм перекликается стилем с непростым психическим состоянием Макса, а Аронофски использует ускоренный монтаж и пульсирующий саундтрек, чтобы создать почти гипнотическую атмосферу изломленного мира главного героя.
«Пи» имел успех у критиков и стал важной вехой в независимом кино, продемонстрировав особый стиль режиссёра и проложив путь для будущих работ, таких как «Реквием по мечте» и «Чёрный лебедь». Картина остаётся захватывающим исследованием взаимосвязи между наукой, духовностью и человеческой психикой.
«Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels), 1998 год
Режиссёр: Гай Ричи.
Четыре друга попадают в передрягу из-за карточного долга местному криминальному авторитету. Им необходимо вернуть 500 тысяч фунтов в ближайшую неделю или же каждый лишится пальцев рук. Друзья решаются на ограбление, запуская водоворот событий в хаотичном преступном мире.
Дебют Гая Ричи — это остросюжетная криминальная драма, наполненная остроумием, динамичным монтажом и хитросплетённым сюжетом. Стильная подача и чёрный юмор Ричи внесли новую жизнь в британский криминальный жанр, а продуманный сценарий продемонстрировал талант режиссёра сочетать опасные преступные ситуации с комедийностью.
«Карты, деньги, два ствола» стал классикой британского кинематографа 1990-х годов и показал самобытность Гая Ричи. Впоследствии режиссёр снял «Большой куш», «Рок-н-рольщика» и «Джентльменов».
Смотреть лучшие культовые фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!