Снятые одним дублем фильмы — что может звучать сложнее? Подобная техника пусть и вызывает сопутствующие трудности в реализации, но между тем создаёт особый непрерывный опыт для зрителя, вовлекая его в происходящее с головой. Tvigle сделал подборку культовых фильмов, в которых мастерски воссоздан эффект картины, снятой одним непрерывным дублем.
«1917», 2019 год
События разворачиваются во времена Первой мировой войны. Двое британских солдат — Скофилд (Джордж Маккэй) и Блейк (Дин-Чарльз Чепмен) — отправляются на опасное задание. Им необходимо пересечь вражескую территорию и доставить сообщение, которое может спасти 1600 сослуживцев, в том числе и брата Блейка. Их миссия приводит к гонке со временем.
Снятый Сэмом Мендесом фильм был скрупулезно отрепетирован и отснят так, чтобы у зрителя складывалось ощущение непрерывности в происходящей истории. В течение четырёх месяцев Мендес и оператор Роджер Дикинс трудились над созданием эффекта, при котором необходимо было учитывать сложные декорации, освещение и движение актёров по окопам в кадре.
«Бёрдмэн» (Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)), 2014 год
Мрачная комедийная драма рассказывает о позабытом актёре Риггане Томсоне (Майкл Китон), который когда-то прославился по роли супергероя, а теперь пытается вдохнуть жизнь в карьеру на Бродвее. Фильм погружается в темы славы, идентичности и личных неудач, в то время как главный герой борется с внутренними демонами и напряжёнными отношениями с окружающими.
Режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту использовал длинные дубли и осторожно монтировал их вместе с помощью плавных компьютерных переходов. Движения камеры фиксируют фейерверк эмоций Риггана, усиливая ощущение от его психического срыва в этой реальной, но подчас сюрреалистичной истории.
«Русский ковчег», 2002 год
Неназванный герой погружается в путешествие по Эрмитажу 1700-го годов, постепенно, век за веком, знакомясь с 300-летней российской историей и различными историческими личностями.
«Русский ковчег» Александра Сокурова — настоящий живой пример фильма, снятого за один 96-минутный дубль. Для этого команде понадобилось 2000 актёров и идеально отрепетированная история, разворачивавшаяся в более чем 30 комнатах.
«Виктория» (Victoria), 2015 год
Молодая девушка из Берлина Виктория (Лайа Коста) вместе с новыми знакомыми оказывается втянута в ограбление банка. Обещавшая стать беззаботной ночь превращается в опасное приключение.
«Виктория», как и «Русский ковчег», была снята за один длинный дубль без склеек после многомесячных репетиций и нескольких неудачных попыток. Подход режиссёра Себастьяна Шиппера усиливает напряжение, постепенно превращая ночь главной героини в неконтролируемый хаос.
«Тайм-код» (Timecode), 2000 год
«Тайм-код» рассказывает о жизни четырёх героев из Лос-Анджелеса, чьи истории пересекаются и одновременно набирают обороты. Происходящее разворачивается на разделённом на четыре локации экране, где персонажи на протяжении 93 минут разбираются во взаимоотношениях, узнают секреты друг друга и переживают предательства.
Постановщик Майк Фиггис задействовал четыре камеры и снимал в режиме реального времени, чтобы создать полноценный эффект истории, снятой одним дублем. Раскрытие всех четырёх сторон одновременно позволяет погрузиться в уникальный вуайеристский опыт драмы.
«Сын Саула» (Saul fia), 2015 год
Узник Освенцима Саул Ауслендер (Геза Рёриг) обнаруживает среди заключённых мальчика, которого он считает своим сыном. После неизбежного умерщвления герой преисполняется решимости достойно похоронить ребёнка, несмотря на творящиеся вокруг ужасы Холокоста.
«Сын Саула» не снят за один дубль, но в нём предостаточно долгих и насыщенных страшными моментами кадров, которые создают эффект беспрерывности. Благодаря подобному подходу в съёмке зритель не на шаг не отступает от главного героя, вынужденного переживать кошмарные события в месте, откуда невозможно сбежать.
«Верёвка» (Rope), 1948 год
Двое мужчин без вменяемой мотивации убивают знакомого и прячут его тело в своей квартире. В этом же месте главные герои устраивают званый ужин с друзьями и членами семьи своей жертвы, постепенно начиная осознавать ужас совершённого поступка.
Для создания эффекта непрерывности Альфред Хичкок делал 10-минутные дубли, а затем с помощью скрытых монтажных склеек и искусной операторской работы добился желаемого результата. Такой экспериментальный подход режиссёр использовал, чтобы подчеркнуть напряжение своего триллера.
«Вход в пустоту» (Enter the Void), 2009 год
Наркоторговец из Токио Оскар (Натаниель Браун) переживает смерть, но оставить мир живых не может из-за младшей сестры Линды (Пас де ла Уэрта). Его неупокоённая душа мечется между живым и загробным миром, а понимание реальности растворяется в непознанном.
Режиссёр Гаспар Ноэ создал сюрреалистическую историю, используя длительные планы и переходы с применением CGI. Таким образом постановщику удалось сымитировать непрерывность духовного путешествия Оскара по пронизанному неоном миру Токио.
«Тихий дом» (Silent House), 2011 год
Молодая девушка-реставратор (Элизабет Олсен) оказывается заперта в изолированном от внешнего мира доме, где ей приходится сталкиваться со сверхъестественными вещами при попытке сбежать.
Режиссёры Крис Кентис и Лора Лау попытались передать эффект снятого за один дубль фильма, прибегая к скрытым монтажным склейкам. С помощью такого творческого решения команда хотела проиллюстрировать постепенно растущий ужас главной героини.
«Хардкор», 2015 год
Снятый от первого лица «Хардкор» рассказывает о Генри — человеке, который возвращается к жизни со сверхчеловеческими способностями. Его жену похищают, и теперь герою предстоит бросить вызов нескончаемым противникам, чтобы спасти любимую.
Снятый Ильёй Найшуллером фильм сочетает в себе непрерывный экшен в реальном времени, из-за которого у зрителя создаётся впечатление постоянного вовлечения в историю. Дополнительный эффект от экшена добавляет съёмка от первого лица.
Смотреть лучшие экшены можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!