Путешествие во времени и пространстве — довольно популярный троп в кинематографе, который представляют зрителю по-разному в том или ином фильме. По каким законам герои совершают невозможные путешествия и как это отражается на реальности вокруг них — Tvigle попытался найти ответы на эти вопросы, рассмотрев сюжетную концепцию на примере известных картин.
Линейное путешествие во времени
Линейное путешествие во времени — это простой повествовательный подход, при котором персонажи путешествуют назад или вперёд во времени по одному пути. Сюжеты с этой концепцией часто строятся вокруг миссии персонажа изменить или осознать конкретное событие.
«Машина времени» (The Time Machine), 1960 и 2002 год
В экранизациях «Машины времени» 1960 и 2002 годов главный герой Джордж (или Александр в версии 2002 года) изобретает машину, с чьей помощью может совершать путешествия во времени. Джорджа интересует будущее человечества, а Александр замотивирован вернуть близкого человека с помощью изобретения. Тем не менее, они оба оказываются в крайне далеком будущем, где люди перестали быть собой.
В 802 701 году Землю населяют мирные и слабовольные элои, а также чудовищно настроенные морлоки, которые ведут охоту на менее слабый вид. Путешествуя в будущем, герой сталкивается с упадком человеческой цивилизации, последствиями неконтролируемого технического прогресса и социального раскола. Некогда развитое общество скатилось к примитивному состоянию, разделённому страхом и эксплуатацией.
Путешествие выливается в суровое предупреждение о потенциальной траектории развития человечества, призывая задуматься об опасностях человеческого самодовольства и неправильного использования технологий. В конечном счёте, опыт, полученный главным героем в будущем, влияет на его решение уничтожить машину времени.
«Интерстеллар» (Interstellar), 2014 год
В «Интерстелларе» Кристофера Нолана задействован научный подход к объяснению линейных путешествий во времени на примере теории относительности Эйнштейна. Бывший пилот НАСА Купер (Мэттью Макконахи) присоединяется к космической миссии по поиску новой пригодной для жизни людей планеты. Картина раскрывает концепцию замедления времени — того, как время может по-разному двигаться в зависимости от силы тяжести и скорости.
Когда Купер с командой отправляются в космос и приземляются на планете, вращающейся рядом с чёрной дырой, то зритель узнаёт, что время на этой планете течёт значительно медленнее, чем на Земле. Каждый час, проведённый здесь, равен семи годам на родной планете героев. Став заложниками ситуации, герои проводят на планете больше запланированного времени, а к тому моменту, когда они возвращаются на корабль, на Земле проходят десятилетия.
Более того, дальнейшее путешествие Купера в чёрную дыру приводит к ещё более серьёзным последствиям: он оказывается в пятимерном пространстве, где может взаимодействовать со временем. В этом пространстве Купер находит способ связаться со своей дочерью в прошлом, чтобы передать ей важную информацию, которая в конечном счёте помогает спасти человечество. История наглядно показывает парадокс путешествий во времени, когда действия Купера в будущем напрямую влияют на события прошлого.
«Машина времени» и «Интерстеллар» используют концепцию линейного путешествия во времени для раскрытия глубоких тем — прогресса человеческой цивилизации, опасностей технологической неосмотрительности и воздействия времени на отношения с близкими. Прямое перемещение во времени позволяет зрителю чётко проследить причинно-следственную цепочку чужих поступков, отчего последствия таких путешествий становятся более ощутимыми и реальными. Сосредоточившись на единой временной шкале, подобные истории подчёркивают необратимость времени и призывают зрителей задуматься о далеко идущих последствиях наших действий.
Временная петля
Сюжеты с временной петлёй — это увлекательная форма историй о путешествиях во времени, где персонажи застревают в повторяющемся цикле, переживая один и тот же день (либо же событие) снова и снова. Подобные обстоятельства, как правило, заставляют персонажей задуматься о жизни и совершённых поступках, что приводит к личностному росту или глубокому философскому осмыслению всего и вся.
«День сурка» (Groundhog Day), 1993 год
В картине Харольда Рэмиса циничный метеоролог Фил Коннорс (Билл Мюррей) по загадочному стечению обстоятельств попадает во временную петлю в маленьком городке Панксатони. Он переживает снова и снова 2 февраля, пытаясь понять, как же порвать замкнутый круг.
В начале пути Фил Коннорс предстаёт высокомерным человеком, который пренебрежительно относится к окружающим. Он разочарован предсказуемостью жизни маленького городка и ежегодным празднованием Дня сурка, отчего судьба решает сыграть с ним злую шутку. После того, как Фил несколько дней подряд просыпается под одну и ту же песню по радио, он понимает, что застрял во временной петле. Осознав своё положение, герой предаётся гедонистическим удовольствиям для удовлетворения своих желаний без каких-либо последствий.
С течением времени энтузиазм Фила превращается в отчаяние. Он пытается разными способами вырваться на свободу — даже причиняет себе вред, — но ничто не ломает замкнутый круг. Повторяющийся цикл заставляет Фила задуматься о своих действиях и отношении к жизни, а позднее герой претерпевает глубокую трансформацию, поскольку решает использовать временную петлю как возможность самосовершенствования. Он осваивает новые навыки, для которых требуется много времени, а также становится добрее и сострадательнее к горожанам — к кому когда-то относился пренебрежительно.
Временная петля в «Дне сурка» приводит к тотальной эволюции персонажа. Когда Фил вырывается из замкнутого круга, он избавляется от эгоизма и становится многократно лучше, обретая истинное счастье и любовь.
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (Palm Springs), 2020 год
Вечное 9 ноября приходится переживать снова и снова героям комедии «Зависнуть в Палм-Спрингс». В этот день должна состояться свадьба, гостем которой становится парень подружки невесты Найлз (Энди Сэмберг). Одну и ту же свадьбу он пережил уже сотни раз, и после очередного блистательного тоста его замечает сестра невесты Сара (Кристин Милиоти). Совместная прогулка под звёздами приводит Сару в загадочную пещеру, после которой все дни девушки, как и в случае с Найлзом, превращаются в сплошное 9 ноября.
Найлз оказывается во временной петле на неизвестный причине и застревает в ней на длительный срок. Он смирился со своей судьбой и живёт сегодняшним днём с беззаботным, почти нигилистическим настроем, зная, что ничто из содеянного не имеет долгосрочных последствий. Однако ситуация меняется, когда Сара присоединяется к его «однодневной» жизни.
Временная петля, когда в той оказываются двое, вынуждает персонажей столкнуться с личными проблемами. Избегающий сложностей Найлз начинает, наконец, осознавать пустоту своего существования, а Сару преследуют её прошлые ошибки, в том числе болезненная тайна, связанная со свадьбой. Петля становится метафорой их эмоционального багажа и нерешённых проблем.
Отношения между персонажами со временем становятся сложнее, выявляя уязвимые места и страхи, а Сара в конечном счёте решает разорвать порочный круг и начинает изучает квантовую физику, чтобы найти возможный выход. Её решимость контрастирует с изначальным смирением Найлза, а чужая готовность сделать решительный шаг заставляет его взглянуть в глаза своему страху перемен и обязательств.
В конце концов, временная петля в «Зависнуть в Палм-Спрингс» оборачивается путешествием к самопринятию и возникновению подлинных чувств. Оба персонажа выбираются из замкнутого круга, встречаясь лицом к лицу с внутренними демонами и принимая, наконец, жизнь с её неопределённостями. История подчёркивает идею о том, что даже при условии, когда время кажется бесконечным, рост и перемены всё же возможны, если люди честны сами с собой.
И в «Дне сурка», и в «Зависнуть в Палм-Спрингс» истории связаны не столько с научной фантастикой, сколько с личным ростом персонажей. Временная петля служит повествовательным средством для изучения тем самосовершенствования, любви и стремления человека к цели. При этом напоминая зрителям о том, что иногда именно маленькие повседневные моменты являются ключом к счастью.
Альтернативная временная шкала и мультивселенная
Альтернативная временная шкала и концепция мультивселенной — довольно популярный жанр в современном кинематографе, который исследует волновые эффекты путешествий во времени и предлагает бесконечные сценарии в духе «что, если…?». Подобные истории бросают вызов представлениям о единой реальности, позволяя персонажам взаимодействовать с другими версиями самих себя или с разными мирами, где события разворачиваются в ином ключе.
«Мстители: Финал» (Avengers: Endgame), 2019 год
В «Мстителях: Финал» путешествие во времени — центральный сюжетный элемент. Оставшиеся члены команды супергероев разрабатывают сложный план, нацеленный обнулить катастрофические события «Мстителей: Война бесконечности» (Avengers: Infinity War), где могущественный титан Танос (Джош Бролин) уничтожил половину всего живого во вселенной. Герои отправляются в разные точки прошлого, чтобы собрать шесть Камней Бесконечности до того, как они достанутся Таносу.
Ключевые моменты прошлого, в которых оказываются и действуют Мстители, раскрываются для зрителей с новой перспективы, а само путешествие не обходится без сложностей. К примеру, Локи (Том Хиддлстон) времён первой части «Мстителей» находит способ сбежать с Тессерактом (Камень Космоса), тем самым создавая ответвлённую временную линию. Помимо прочего, о плане Мстителей узнаёт Танос из прошлого и отправляется за командой в будущее, чтобы устроить грандиозную битву.
Решение Мстителей отправиться в прошлое создаёт несколько альтернативных временных линий. К примеру, побег Локи с Тессерактом выливается в события сериала «Локи» (Loki), который ещё больше раскрывает концепцию мультивселенной. В то же время решение Капитана Америки (Крис Эванс) остаться в прошлом с Пегги Картер (Хейли Этвелл) создаёт ещё одну альтернативную реальность, что коренным образом меняет его личную сюжетную линию.
Эпическая схватка между Мстителями и Таносом, в результате которой Тони Старк (Роберт Дауни мл.) жертвует собой, демонстрирует, насколько высоки ставки в сюжете с манипулированием временем. В то время как Мстителям удаётся изменить ход событий и восстановить изначальную временную шкалу, их действия приводят к появлению многочисленных ответвлённых реальностей — почвы для будущих проектов MCU, исследующих мультивселенную. Путешествия во времени в «Мстителях: Финал» не только разрешает кризис, но и расширяет повествовательные возможности киновселенной благодаря концепции альтернативных временных линий и созданию более сложных, взаимосвязанных историй.
«Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home), 2021 год
Третий фильм о Человеке-пауке в киновселенной Marvel ещё больше развивает концепцию мультивселенной, представляя кроссовер, объединяющий версии Человека-паука из предыдущих кинофраншиз. Картина показывает последствия вмешательства в структуру реальности и тот хаос, который получается при встрече персонажей из альтернативных вселенных.
После того, как мир узнаёт тайну личности Человека-паука, Питер Паркер (Том Холланд) обращается за помощью к Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч), чтобы тот с помощью магии заставил весь мир забыть, кто носит маску знаменитого героя. Однако в процессе колдовства всё идёт наперекосяк, что приводит к разрыву мультивселенной. В результате злодеи из альтернативных реальностей, где тоже есть Человек-паук, оказываются в мире Питера, а вместе с ними и другие версии Питера в исполнении Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда.
Изначально появление злодеев создаёт хаос и угрожает стабильности в мире Питера версии MCU, однако в процессе герой понимает, что хочет помочь злодеям, а не просто отправить в свои реальности, где их ждёт незавидная участь. Когда намерения Паркера идут прахом, а мир вокруг оказывается под угрозой, он просит Стрэнджа использовать новое заклинание, из-за чего личность Питера забывают абсолютно все в мире. В конце Человек-паук оказывается совершенно один, служа живым напоминанием, чего стоят игры со временем и реальностью.
В конечном счёте «Человек-паук: Нет пути домой» использует концепцию мультивселенной, чтобы создать захватывающее супергеройское приключение, при этом погружаясь в темы ответственности, самопожертвования и последствий своих действий.
Концепции альтернативной временной шкалы и мультивселенной затрагивают такие темы как: волновой эффект действий в разных реальностях, последствия манипулирования временем и сложное взаимодействие между понятиями «предназначение» и «свобода воли». В то же время альтернативная временная шкала и мультивселенная служат метафорой человеческого выбора и его далеко идущих последствий, который находит отклик у зрителей как на поверхностном, так и на философском уровне.
Флешбэки и флешфорварды
Не все истории о путешествиях во времени предполагают физическое перемещение персонажей во времени. Вместо этого некоторые фильмы задействуют флешэки, флешфорварды или пророческие видения, позволяющие персонажам окунуться в прошлое или будущее. Подобные приёмы часто используют для создания напряжения, предвещая о важных событий или раскрывая скрытую от героев правду.
«Терминатор» (The Terminator), 1984 год
В «Терминаторе» Джеймса Кэмерона концепция путешествий во времени занимает центральное место, но захватывающий сюжет в значительной степени завязан на флешфорвардах, которые показывают мрачное будущее, сотканное искусственным интеллектом. Основные события фильма разворачиваются в 1980-х годах, а сам сюжет завязан на будущем, где разумный искусственный интеллект Скайнет спровоцировал ядерный апокалипсис. В этом антиутопическом мире машины охотятся на остатки человечества.
На первый взгляд обычная женщина Сара Коннор (Линда Хэмилтон), проживающая в 1980-х годах, становится мишенью Терминатора (Арнольд Шварценеггер) — путешествующего во времени убийцы. Скайнет отправляет Терминатора из будущего, чтобы убить Сару до того, как она родит сына Джона Коннора. Именно он в будущем возглавит сопротивление людей, воюющих против машин.
Хотя большинство персонажей фильма не совершают путешествий во времени, воспоминания, которые переживает Кайл Риз (Майкл Бин), и информация, которой он делится о будущем, служат своего рода предсказанием. Отрывки из будущего показывают мир, разрушенный технологиями, где люди ведут отчаянную борьбу за выживание с армией роботов Скайнета.
Когда Сара узнает об апокалиптическом будущем, её жизнь переворачивается с ног на голову. Знания о будущем заставляют принять неизбежное, а сама героиня превращается из обычной обывательницы в закаленную борьбой за выживание женщину. Эта трансформация имеет ключевое значение для событий второго фильма о Терминаторе.
Кроме того, фильм показывает самореализующийся цикл: факт отправки Терминатора в прошлое запускает цепочку событий, которые в конечном итоге и приводят к рождению Джона Коннора. Подобный поворот указывает на парадокс путешествий во времени, когда попытки изменить будущее непреднамеренно приводят к событиям, которые необходимо было предотвратить. «Терминатор» использует флешфорварды не только как сюжетные приёмы, но и как тематическое исследование судьбы, свободы воли и опасностей технического прогресса.
«Особое мнение» (Minority Report), 2002 год
Научно-фантастический триллер Стивена Спилберга рассказывает об обществе будущего, где преступность почти сошла на нет. В особом отделе полиции существуют так называемые «провидцы», которые могут предвидеть преступные действия до того, как те воплотятся в жизнь. Человека, совершившего преступление в будущем, арестовывают и привлекают к ответственности в настоящем.
Старший офицер отдела по борьбе с несовершёнными преступлениями Джон Эндертон (Том Круз) неожиданно становится объектом пророчества. Провидцы предсказывают, что в ближайшем будущем он совершит убийство, хотя у него нет намерения этого делать. Растерянный и отчаявшийся Эндертон пускается в бега, полный решимости доказать свою невиновность и раскрыть правду, стоящую за видением.
Пророчества выливаются в захватывающую погоню, где главный герой пытается предотвратить убийство, которое он, согласно информации провидцев, должен совершить. Здесь же начинают постепенно вскрываться недостатки идеальной, на первый взгляд, системы, поскольку провидцы не видят одно и то же будущее, но придерживаются концепции «мнение большинства». Двое из трёх провидцев увидели совершенное Эндертоном убийство, а один — нет. Однако для системы достаточно двух голосов из трёх, чтобы привлечь человека к наказанию.
«Особое мнение» исследует этическую дилемму наказания отдельных лиц, основанную на видении возможного будущего, где общество жертвует свободой воли ради иллюзии безопасности. Полученный опыт заставляет Эндертона пересмотреть собственные представления о справедливости и бросить вызов системе, которую он когда-то поддерживал.
Флешэки, флешфорварды и пророческие видения служат мощными инструментами повествования, которые усиливают напряжение и предвещают ключевые события. Они предоставляют важную информацию о сюжете и персонажах, создавая тем самым драматическую иронию, поскольку зрители знают о потенциальном будущем больше, чем сами персонажи.
Смотреть лучшие фильмы про путешествия во времени можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!