Часто в наших любимых блокбастерах можно встретить удивительные ляпы. Даже если это sci-fi. В научной фантастике и боевиках попираются законы физики, а приключенческие фильмы приводят в ужас историков и археологов. Конечно, это не означает, что мы должны тут же перестать любить экшен. Ради эстетики в кинематографе часто жертвуют правдоподобностью. Например, стали бы вы смотреть, как за группой туристов гоняется цветастая курица? То-то и оно. И всё же полезно понимать, где правда, а где — художественное преувеличение.
Взрывы в космосе
Нет воздуха — нет оглушительного взрыва. Однако некоторые забывают об ограничениях, которые налагает космический вакуум. Поэтому в блокбастерах то и дело что-нибудь грохает в открытом космосе, как это было с печально известным геноцидом планеты Альдераан в фантастической саге Джорджа Лукаса «Звёздные войны». «Эпизод 4 — Новая надежда» (1977) рассказывает о ключевом повороте в гражданской войне на территории Галактики. Чтобы получить сведения о местонахождении повстанцев, капитан «Звезды Смерти» Уилхафф Таркин (Питер Кушинг) угрожает взорвать целую планету. Принцесса Лея раскрывает секретные данные, чтобы спасти жителей Альдераана, но Таркин всё равно уничтожает планету вместе со всем населением. В результате мы не только наблюдаем мощный взрыв, но и слышим громкий хлопок, совершенно невозможный в безвоздушном пространстве. Правильный взрыв можно найти в «Космической одиссее» Стэнли Кубрика (1968).
Спасение Лоис Лейн
В фильмах супергерои спасают людей, зачастую прекрасных дам, падающих с огромной высоты. Подлетая к ним на огромной скорости. Как логично замечает персонаж Джима Парсонса в ситкоме «Теория большого взрыва», милосерднее было бы дать бедолагам упасть и разбиться. Дело в том, что при падении с высоты небоскрёба человек развивает ускорение, при котором невозможно вот так взять и поймать его. По сюжету, в кинокомиксе «Супермен» (1978) журналистка Лоис Лейн повисает на вершине небоскрёба, зацепившись за стоящий на нём вертолёт. Не в силах удержаться, девушка падает, но супергерой инкогнито Кларк Кент успевает долететь и поймать её. Хотя по законам физики при полёте на такой скорости и столкновении с руками Супермена мисс Лейн должно было разрубить на несколько частей! Возможно, это одно из проявлений удивительных способностей криптонианца Кента.
Выстрел из Магнума
Помните крутого Клинта Иствуда в «Грязном Гарри» (1971), лихо стреляющего в злостных нарушителей? Криминальный боевик о разочаровавшемся в законе полицейском пестрит ярким сценами противостояния. Из которых, само собой, местный Жеглов выходит победителем. И всё же воздадим должное 44 Магнуму, самому мощному револьверу того времени. В начале картины мы видим, как герой Иствуда загоняет преступника в угол и направляет на него оружие… одной рукой. Однако, выстрели Гарри из Магнума в такой позиции, ему бы сломало запястье, если не хуже. Smith & Wesson Model 29, то есть 44 Magnum, известен своей мощной отдачей. Даже если вы держите его двумя руками, то после выстрела получаете сильный ответный удар. Об эффективной стрельбе одной рукой из этого проблемного оружия даже речи не идёт.
Пережить ядерный взрыв в укромном месте
Безусловно, речь пойдёт о приключениях незабвенного Индианы Джонса в четвёртом фильме из франшизы Стивена Спилберга. Герой Харрисона Форда оказывается в заложниках фанатичной Ирины Спалько (Кейт Бланшетт) и в подходящий момент бросается в бега. Проблема в том, что он находится в «Зоне 51» — на территории пустыни Невада, где проводятся ядерные испытания. Чтобы спастись от взрыва, непотопляемый Индиана прячется в холодильнике. После испытаний он преспокойно вылезает из укрытия и отправляется восвояси. То есть, нашего героя не расплавило вместо с холодильником. Даже радиация не властна над Джонсом, пережившим ядерные испытания. Ведь впереди у персонажа Форда целый фильм с необычными сюжетными твистами. Вот такой супергерой с хлыстом.
Велоцирапторы — машины для убийств
Франшиза Стивена Спилберга начинается с рассказа о грозном доисторическом хищнике. Нет, не тираннозавре. Речь идёт о велоцирапторах — проворных и крайне умных ящерах, которые охотятся стаями. Они используют особую схему, чтобы заманить и выследить жертву, а потом рвут её на части своими огромными передними когтями. Вернее, такими нам их показывает «Парк Юрского периода» (1993). Однако на самом деле велоцирапторы были куда меньше и не охотились вместе. Более того, они отличались ярким оперением и имели крылья наподобие птичьих. Вот только если бы героя Сэма Нилла и прочих преследовал такой бразильский карнавал на ножках, история сильно потеряла бы в весе. Поэтому хитроумные ящеры, которых мы видим в «Парке» и «Мире Юрского периода», на самом деле дейнонихи. Просто «велоцираптор» звучит эффектнее.