Фильм о судьбе трёх провинциальных девушек, приехавших покорять Москву, до сих пор является одной из самых любимых советских картин отечественных зрителей. Только за год выхода ленты на экран её посмотрели 85 млн человек и 100 стран купили её для показа на своей территории. А в 1981 году картина «Москва слезам не верит» стала четвёртым советским фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Однако при создании картины никто даже и подумать не мог о таком головокружительном успехе. А началось всё с истории драматурга Валентина Черных, который также как и его героини когда-то приехал в Москву из провинциального города. Адаптация далась ему нелегко, особенно тяжёлой была встреча с будущей супругой кинодраматургом Людмилой Кожиновой. Мужчина по уши влюбился в девушку, которая на тот момент была аспиранткой ВГИКа с отдельной квартирой, но ужасно комплексовал из-за своего статуса бедного студента из общежития. И вот спустя несколько лет жизненный опыт Валентина Черных вылился в сценарий пьесы «Дважды солгавшая» — о женщине, которая сначала соврала одному мужчине, выдав себя за богатую москвичку, а потом, когда сделала карьеру, обманула другого, побоявшись сказать, что она директор фабрики. Черных писал этот сценарий для участия в конкурсе на лучший фильм о Москве, и рукопись попала в руки режиссёру Владимиру Меньшову.
Интересно, что Меньшову сценарий сначала не понравился совсем. Первая часть истории показалась ему скучной и излишне мелодраматичной, но на моменте когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь, режиссёр был сражён. Он сразу же решил снимать картину, правда правки в сценарий вносить пришлось уже самому, так как Черных наотрез отказался что-либо менять в своём детище.
Начался подбор актёров, который также не прошёл без проблем. Например, Алексей Баталов, играющий Гошу, очень не хотел сниматься в таком амплуа, образом героя он не проникся. Но Меньшов не видел никого другого в этой роли, и актёру пришлось пойти навстречу великому мэтру. После премьеры Гоша стал «визитной карточкой» Баталова и объектом восхищения зрительниц нескольких поколений. Однако сам актёр даже после выхода картины с подозрением относился к своему герою. Он считал, что хоть женщина в финале счастлива с этим мужчиной, через три дня он может начать бить её по голове бутылкой.
Кстати, не только Баталов остался недоволен своей ролью. Актриса Ирина Муравьёва и вовсе расплакалась, увидев себя на экране. Она называла свою героиню Людмилу грубой, неотёсанной и пошлой. «Всё, что я ненавидела в жизни и людях, вылезло на экран», — говорила артистка.
Даже после окончания работы над картиной съёмочную группы ждали препятствия в виде худсовета «Мосфильма», который в пух и прах раскритиковал фильм, особенно его «откровенные сцены» и был готов запретить картину к выходу на большой экран. Создателей спасло то, что на приватном показе руководству КПСС сам Леонид Брежнев пришёл в восторг от ленты и уж с ним худсовет спорить не стал.
Как известно, после премьеры картину ждал невероятный успех. Её даже хотели переснимать в Америке, так как образ сильной и независимой женщины, собственноручно построившей своё счастье, был очень популярен в США в те годы. Но самым невероятным стала победа на церемонии премии «Оскар»-1981, о которой режиссёр Владимир Меньшов узнал 1 апреля и, конечно же, тут же решил, что это шутка.
Создателя картины, кстати, не выпустили за границу, так как тогда в КГБ на него лежало два доноса от коллег: один за восхищение количеством продуктов в заграничном магазине и второй за удивление отставке Председателя Президиума СССР Николая Подгорного. Вместо него премию в США получил атташе по вопросам культуры. А Меньшову передали статуэтку только спустя много лет в 1989 году. До этого почётная награда хранилась в «Госкино».
А посмотреть или пересмотреть картину можно на сайте Tvigle.ru!