«Рождественские повести» Чарльза Диккенса — одно из самых любимых и долговечных произведений в английском литературном каноне. Состоящее из пяти новелл произведение сочетает в себе теплоту, социальную критику и вечные человеческие уроки, завязанные на великодушии, семье и искуплении. «Рождественская песнь в прозе» остаётся наиболее популярным рассказом в плане адаптации, однако другие рождественские произведения Диккенса неоднократно экранизировались в разном формате — в этом материале речь пойдёт о них.
«Рождественская песнь в прозе» (A Christmas Carol in Prose)
В центре сюжета — бессердечный скряга Эбенизер Скрудж, которого в канун Рождества посещают три духа. Призрак Прошлого Рождества, Призрак Настоящего Рождества и Призрак Будущего Рождества указывают Скруджу на его ошибки и предлагают ему шанс на искупление через сверхъестественное путешествие. Благодаря ему герой узнаёт о важности великодушия, любви и сострадания, в конечном счёте превращаясь в более доброго и доброжелательного человека.
«Рождественский гимн» (A Christmas Carol), 1910 год
Режиссёр: Дж. Сирл Доули.
Новаторский короткометражный немой фильм продолжительностью около 10 минут является одной из первых известных экранизаций работы Диккенса, в которой Скрудж предстаёт в более узнаваемом образе. В картине также была представлена концепция Призраков Рождества в кинематографическом стиле.
«Рождественский гимн» (A Christmas Carol), 1938 год
Режиссёр: Эдвин Л. Марин.
Одна из известных ранних звуковых версий «Рождественской песни» с Реджинальдом Оуэном в роли Эбенизера Скруджа. Долгие годы эта версия оставалась наиболее каноничной, сохраняя при этом большую часть очарования и атмосферы рассказа. Работа Эдвина Л. Марина стала первой крупной голливудской экранизацией произведения Диккенса.
«Рождественский гимн» (Scrooge), 1951 год
Режиссёр: Брайан Десмонд Херст.
Актёр Аластер Сим сыграл Эбенизера Скруджа в этой версии экранизации, которая по сей день остаётся одной из самых любимых поклонниками творчества Диккенса. Проделанная работа Сима остаётся непревзойдённой, что делает фильм настоящей рождественской классикой.
«Скрудж» (Scrooge), 1970 год
Режиссёр: Рональд Ним.
Музыкальная адаптация, в которой главную роль сыграл Альберт Финни. Фильм выделяется среди прочих экранизаций тем, что в него были добавлены оригинальные песни и танцевальные номера, что позволили знакомой сказке приобрести неповторимый колорит. «Скрудж» стал одной из первых цветных экранизаций рассказа Диккенса.
«Рождественская история» (A Christmas Carol), 1984 год
Режиссёр: Клайв Доннер.
Главную роль в этой версии сыграл Джордж К. Скотт, а сам фильм имеет славу благодаря своей верности оригинальному сюжету. Её любят за мощную актёрскую работу Скотта и мрачный, атмосферный тон.
«Духи Рождества» (A Christmas Carol), 1999 год
Режиссёр: Дэвид Хью Джонс.
Эта версия была создана специально для телевидения, а главную роль в ней исполнил Патрик Стюарт. Экранизация отличается осовремененным сюжетом и яркой игрой Стюарта, которая принесла ей признание критиков.
«Рождественская история» (A Christmas Carol), 2009 год
Режиссёр: Роберт Земекис.
Анимационная 3D-версия с захватом движения, в которой Джим Керри сыграл Скруджа и трёх призраков Рождества. На момент своего выхода картина продемонстрировала ультрасовременную анимацию, красивый визуал и блистательную игру Керри, которую можно было оценить даже под слоем компьютерных эффектов.
«Колокола» (The Chimes)
В центре истории — бедный и отчаявшийся клерк Тоби Вэк, который разочаровался в окружающей безнравственности и несправедливости. Бой курантов в Новый год показывает Тоби видение будущего, раскрывая последствия его отчаяния и апатии. Благодаря этому опыту герой учится осознавать ценность надежды, великодушия и самоотверженности, что помогает ему предотвратить личную трагедию.
«Колокола» (The Chimes), 1914 год
Режиссёр: Томас Бентли.
Короткометражный и немой фильм, который известен в качестве одной из самых ранних попыток экранизировать произведения Чарльза Диккенса. Как и многие ранние экранизации произведений, фильм не сохранился полностью, но создатели «Колоколов» всё же попытались запечатлеть сверхъестественные элементы истории, пусть на тот момент в их распоряжении не было подходящих киноинструментов.
«Сверчок за очагом» (The Cricket on the Hearth)
В этой очаровательной повести Диккенс знакомит читателей со скромной семьёй Пирибинглов, живущей в маленьком домике, который оберегает сверчок — символ счастья и удачи. Супругов семейства настигает серия недоразумений и личных проблем, кульминацией которых становится трогательное разрешение. Любовь и семья одерживают победу над всеми невзгодами, а сверчок продолжает приносить радость в дом.
«Каминный сверчок» (The Cricket on the Hearth), 1909 год
Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит.
Ранняя немая экранизация была снята на заре кинематографа и длилась всего около 10 минут. Но даже за столь короткое время создателям удалось показать ключевых персонажей и раскрыть темы семьи, любви и счастья, которые вращаются вокруг символического сверчка.
«Сверчок за очагом» (The Cricket on the Hearth), 1923 год
Режиссёр: Лоример Джонстон.
Версия Джонстона примечательна своей продолжительностью, сопоставимой с нынешней полнометражной (около 70 минут), как и примечательна более широким использованием повествовательной структуры и тем романа. Имеет более детализированный и захватывающий сюжет по сравнению с более ранними версиями.
Смотреть лучшие новогодние фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!