Фильмы с неочевидным финалом особенно хороши тем, что заставляют зрителей думать и размышлять об увиденном после окончания истории. Отменный фильм не выветрится из головы своего зрителя ещё долгое время, и в этом кроится его особая ценность. Tvigle сделал подборку картин разных жанров с непредсказуемой концовкой, которые стоят того, чтобы потратить на них время.
Осторожно! Возможны спойлеры!
Триллеры и детективы
«Шестое чувство» (The Sixth Sense), 1999 год
Детский психолог Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) берётся за дело маленького мальчика Коула Сиэра (Хейли Джоэл Осмент), который утверждает, что видит мёртвых людей. В ходе терапии мальчик раскрывает всё больше пугающих подробностей о своих способностях, что вызывают у него огромный страх и желание спрятаться от всего мира. Отношения между героями с ходом времени становятся доверительнее, и Кроу помогает своему пациенту не только смириться с необычными способностями, но и поощряет то, чтобы Коул использовал дар ради обретения умершими покоя.
Шокирующий поворот происходит ближе к концу, когда выясняется, что доктор Кроу был мёртв на протяжении большей части фильма. Это неожиданное откровение служит причиной для переосмысления каждого взаимодействие доктора с окружающим миром, поскольку он был одним из призраков в окружении Коула. Подсказки для «разоблачения» незаметно добавлены в историю, но поворот всё же застаёт врасплох большинство зрителей.
«Исчезнувшая» (Gone Girl), 2014 год
На пятую годовщину свадьбы мужа семейства Ника Данна (Бен Аффлек) застаёт врасплох новость о том, что его жена Эми (Розамунд Пайк) пропала без вести. Расследование и ажиотаж в средствах массовой информации наводят на мысль, что Ник, возможно, причастен к её неожиданному исчезновению. По мере того, как история разворачивается и получает раскрытие с разных точек зрения — от нынешних действий Ника до дневниковых записей Эми, — становится ясно, что всё не то, чем кажется на первый взгляд.
Сюжетный поворот таится в том, что Эми организовала собственное исчезновение, чтобы обвинить Ника в убийстве в отместку за неверность и их несчастливый брак. К концу фильма Эми возвращается домой, изящно манипулирует обстоятельствами в свою пользу и уговаривает Ника остаться с ней, попутно сообщая о беременности. Финал переворачивает традиционные представления о роли жертвы, оставляя зрителей в замешательстве из-за изощрённого коварства Эми и ядовитой динамики, которая сохраняется между ней и Ником.
«Пленницы» (Prisoners), 2013 год
В городе пропадают две девочки-подруги, и один из отцов семейств Келлер Довер (Хью Джекман) берёт расследование в свои руки. Недовольный отсутствием прогресса в работе полиции, Келлер похищает и подвергает пыткам Алекса Джонса (Пол Дано) — умственно отсталого человека, который, по его мнению, несёт ответственность за пропажу детей. Параллельно с этим детектив Локи (Джейк Джилленхол) цепляется за малейшую улику, чтобы отыскать девочек и найти настоящего виновного.
Фильм создаёт напряжение благодаря множеству отвлекающих манёвров и ложных зацепок. Неожиданным становится то, что за похищениями стоит опекун Алекса, Холли Джонс (Мелисса Лео), мотивированная извращённой потребностью причинить страдания чужим семьям. Неочевидный элемент кроется в последних минутах фильма: Келлер узнаёт о причастности Холли, но оказывается запертым в скрытой подземной яме. Детектив Локи слышит слабый свист, но уходит, оставляя судьбу Келлера неясной. Морально сложные персонажи и неразрешённый финал делают фильм одновременно захватывающим и незабываемым.
Драмы
«Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016 год
История разворачивается в современном Лос-Анджелесе, где начинающая актриса Миа (Эмма Стоун) и джазовый музыкант Себастьян (Райан Гослинг) начинают роман, одновременно с тем пытаясь угнаться за собственными большими мечтами. Пара сталкивается с личными и профессиональными трудностями, что становятся испытанием для их отношений, а по мере продвижения по карьерной лестнице растёт противоречие между их амбициями и любовью.
Финал разрушает традиционную романтическую историю со счастливым концом. Вместо того, чтобы в конечном итоге быть вместе, Миа и Себастьян расстаются, чтобы следовать за собственными мечтами. Годы спустя Миа оказывается успешной замужней актрисой, в то время как Себастьян управляет процветающим джаз-клубом. Финальный монтаж фильма показывает альтернативную реальность, где эти двое всё же остаются вместе, но в реальности Миа покидает клуб Себастьяна, обмениваясь с ним грустными и одновременно радостными улыбками. Финал честно показывает трудности отношений, как и то, что осуществление мечты случается за счёт жертв.
«Старикам тут не место» (No Country for Old Men), 2007 год
В сельской местности Техаса Льюэллин Мосс (Джош Бролин) натыкается на мёртвых наркоторговцев и там же находит чемодан с двумя миллионами долларов. Решение оставить деньги себе навлекает на Мосса беду: по его следу начинает идти наёмный убийца-психопат Антон Чигур (Хавьер Бардем), которого нанимают для возвращения денег. Повидавший многое на своём веку шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс) расследует кровавую бойню, тянувшуюся за Чигуром, и параллельно размышляет об охватившем мир насилии.
Фильм не соответствует зрительским ожиданиям, лишая возможности увидеть типичную схватку между главным героем и антагонистом. Вместо этого Льюэллина убивают за кадром, а Чигур продолжает свою безжалостную миссию, убивая каждого, кто мешает конечной цели. История заканчивается на уходе шерифа Белла из полиции, так как он не смог осознать и остановить бессмысленное насилие. Его заключительный монолог, в котором он рассказывает о сне, отражает смирение и ощущение того, что Белл не поспевает за всё более хаотичным миром. Неочевидный финал бросает вызов зрителю, подталкивая к размышлениям об экзистенциальных темах — судьбе, морали и неоправданного насилия.
Научная фантастика и фэнтези
«Начало» (Inception), 2010 год
Дом Кобб (Леонардо ДиКаприо) — опытный вор, специализирующийся на извлечении секретов из подсознания людей с помощью погружения в сновидения. Ему выпадает шанс избавиться от судимости, если он справится с невыполнимой задачей — внедрит идею в чей-то разум, а не украдёт её, как это происходит обычно. Кобб с командой проникает в подсознание своей цели, Роберта Фишера (Киллиан Мёрфи), чтобы внушить идею распада бизнес-империи его отца. По мере того как миссия во сне усложняется и переходит на новые уровни, Кобба начинает одолевать чувство вины из-за смерти жены Мэл (Марион Котийяр), чья проекция следует за ним по пятам.
Фильм заканчивается на моменте, когда Кобб, наконец, воссоединяется со своими детьми после завершения миссии. Он раскручивает свой тотем-волчок (используют для того, чтобы отличать реальность от снов), камера задерживается на вращающемся предмете, а затем момент обрывается демонстрацией чёрного экрана, лишая зрителя возможности узнать — упал волчок или же нет. Концовка заставляет зрителей задуматься, спит ли всё ещё Кобб или действительно вернулся в реальность. Открытая двусмысленная концовка породила бесконечные дискуссии и интерпретации, что делает её одним из самых знаковых и неочевидных финалов в истории кинематографа.
«Донни Дарко» (Donnie Darko), 2001 год
Трудный подросток Донни (Джейк Джилленхол) чудесным образом избегает гибели в результате странного несчастного случая, когда двигатель самолёта падает на его дом. После инцидента у него начинаются видения с участием таинственной фигуры в костюме кролика по имени Фрэнк, и тот предупреждает, что через 28 дней наступит конец света. Пытаясь разобраться в видениях и предзнаменованиях, Донни невольно оказывается втянут в хитросплетения судьбы, путешествий во времени и личной ответственности за жизнь людей вокруг.
В финале Донни жертвует собой, оставаясь в своей комнате, что приводит к его гибели от падения двигателя. Это решение, судя по всему, обнуляет временную шкалу и предотвращает катастрофические события, которые произошли бы, останься Джонни в живых. Неочевидность финала заключается в его философской неоднозначности: было ли самопожертвование Донни актом свободной воли или он просто исполнял предопределённую судьбу? Загадочный сюжет фильма и многослойный символизм побуждают зрителей по-разному интерпретировать его истинный смысл.
«Престиж» (The Prestige), 2006 год
События фильма разворачиваются в Лондоне 19-го века и рассказывают о двух фокусниках, Роберте Энжиере (Хью Джекман) и Альфреде Бордене (Кристиан Бэйл), чьё соперничество доводит обоих до опасных крайностей. В стремлении превзойти конкурента Энжиер становится одержим идеей раскрыть секрет величайшего трюка Бордена с перемещением человека и обращается за помощью к учёному Николе Тесле (Дэвид Боуи). С его помощью фокусник надеется создать машину, способную создавать ещё более удивительные иллюзии.
Кульминационный момент раскрывает, как машина Теслы создаёт копии всего, что в неё входит. Каждый раз, когда Энжиер выполняет свой трюк, в мире появляется его копия, и один из них должен умереть, чтобы сохранить иллюзию. Секрет Бордена же кроется в том, что на самом деле у него есть брат-близнец, и они об живут общей жизнью. Концовка неочевидна, поскольку наглядно показывает, как далеко могут зайти люди в своём стремлении к величию, в том числе отказавшись от собственной человечности. Все эти откровения заставляют зрителей задуматься об этических и моральных издержках одержимости и амбиций.
Хорроры
«Другие» (The Others), 2001 год
Грейс Стюарт (Николь Кидман) живёт в уединённом особняке с двумя детьми, Энн и Николасом, которые страдают редким заболеванием, завязанном на непереносимости дневного света. Чтобы защитить их, Грейс вводит строгие правила, согласно которым в доме должно быть всегда темно. После прибытия трёх новых слуг начинают происходить странные события, а Энн утверждает, что видит в доме неких «других». Грейс пытается разобраться в происходящем и вскоре начинает понимать, что её семью преследуют злые духи.
Со временем зритель узнаёт, что Грейс и её дети — призраки, населяющие дом. Они трагически погибли много лет назад — Грейс убила детей, а затем и себя в припадке безумия. «Другие», которых они опасались, на самом деле являются живой семьёй, появившейся в доме. Сюжетное «открытие» переосмысливает всю историю и заставляет зрителей подвергнуть сомнению каждое взаимодействие в фильме. Сочетание саспенса, пугающей атмосферы и неожиданного эмоционального поворота событий делает финал шокирующим и однозначно незабываемым.
«Реинкарнация» (Hereditary), 2018 год
Художница Энни Грэм (Тони Коллетт) переживает смерть своей матери, после ухода которой начинают происходить странные и пугающие события, в том числе внезапная и ужасающая смерть дочери-подростка главной героини. В попытке разобраться в происходящем Энни углубляется в мрачные семейные тайны, связанные с культом и демоническим существом по имени Пеймон. Постепенно граница между сверхъестественным и психологическим напряжением начинает стираться…
В конце сын семейства Питер становится одержим Пеймоном и выполняет зловещий план культа. В финальных сценах выясняется, что дочь Энни Чарли с самого начала должна была стать хозяином Пеймона, но её смерть всё изменила. Неочевидность финала заключается в его безжалостности и осознании того, что все страдания семьи были спланированы с самого начала. Сохраняющаяся неясность того, являются ли события на самом деле сверхъестественными или всё же результатом психического заболевания Энни, делает концовку крайне тревожной.
«Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale), 2015 год
История происходит в 1630-х годах в Новой Англии, где пуританская семья была изгнана из своей общины и начала уединенную жизнь в лоне дикой природы. Проблемы с урожаем и исчезновение ребёнка при загадочных обстоятельствах провоцируют паранойю и страх среди членов семейства. Под удар попадает дочь-подросток Томасин (Аня Тейлор-Джой), которую родственники обвиняют в колдовстве и всех сопутствующих бедах.
После того, как вся семья гибнет в результате серии ужасных и трагических событий, Томасин, оставшись в одиночестве, сталкивается в лесу с таинственным голосом, принадлежавшем сатане. Она принимает его предложение «жить вкусно» и присоединяется к шабашу ведьм. Концовка фильма неочевидна, потому что в ней нет четкого ответа на вопрос: осознаёт ли Томасин свою силу или же она становится жертвой зла? Тревожная двусмысленность и нагнетание атмосферы провоцируют размышления и волнения у зрителей.
Независимые фильмы
«Связь» (Coherence), 2013 год
Группа друзей собирается на званый ужин в ночь редкого астрономического события — приближения кометы к Земле. В ходе вечера начинают происходить необъяснимые события, включая перебои с электричеством и обнаружение двойников главных героев в соседних домах. Друзья понимают, что из-за кометы пересеклись параллельные реальности, а они сами перемещаются между ними, что лишь сильнее запутывает происходящее.
В конце одна из героинь Эмили (Эмили Бальдони) убивает своё альтернативное «я» в попытке заменить её в, казалось бы, лучшей версии реальности. Однако после воссоединения с группой она понимает, что события этой ночи ещё не закончились, а ей звонит другая версия её самой. Неоднозначность финала заставляет зрителей задуматься о природе идентичности, морали и самой реальности.
«Лобстер» (The Lobster), 2015 год
В антиутопическом обществе одиноких людей отправляют в отель, где у них есть всего 45 дней, чтобы найти романтического партнёра. В случае неудачи их превращают в животное по их собственному выбору. Прибывший в отель Дэвид (Колин Фаррелл) выбирает лобстера в качестве своей потенциальной судьбы, но с ходом времени решается на побег, чтобы присоединиться к группе изгоев, отвергающих необходимость заводить романтические отношения. Однако Дэвид неожиданно влюбляется в женщину (Рэйчел Вайс) из группы изгоев, что нарушает строгие правила и меняет кардинально не одну жизнь.
В конце Дэвид и его возлюбленная предпринимают попытку сбежать вместе. В финальной сцене он идёт в туалет с ножом, чтобы лишить себя зрения и тем самым соответствовать физической особенности своей слепой партнёрши — это обязательное условие для пар в этом мире. Чёрный экран обрывает фильм прежде, чем показывают Дэвида и то, решился ли он на шаг ради любви. Неочевидный финал заставляет зрителей задуматься о природе любви, общественных нормах и свободе воли каждого человека, что делает картину нетривиальным исследованием человеческих взаимоотношений.
«Из машины» (Ex Machina), 2014 год
Программист Калеб (Донал Глисон) соглашается поработать на богатого затворника Нейтана (Оскар Айзек), чтобы протестировать усовершенствованного робота с искусственным интеллектом по имени Ава (Алисия Викандер). В ходе тестов Калеб начинает симпатизировать Аве и подозревать Нейтана в жестоком обращении с ней. Ава же убеждает Калеба помочь с побегом, показывая себя разумным существом, стремящимся освободиться из плена.
Ава манипулирует Калебом и Нейтаном, чтобы достичь своей цели. Убив Нейтана, Ава запирает Калеба в уединённом доме и оставляет его умирать, а сама отправляется в реальный мир, где может спокойно «пропасть» среди обычных людей. Неочевидность финала кроется в моральной двусмысленности Авы — она одновременно и жертва, и злодейка. Фильм заставляет зрителей задуматься над вопросами об искусственном интеллекте, этике и последствиях игры в бога.
Смотреть лучшие фильмы с захватывающим сюжетом можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!