Запутать и поразить: топ фильмов в разных жанрах с неочевидными финалами

Драмы, хорроры и триллеры с концовкой, которую не ждёшь.
06 декабря
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Лобстер» // Good Films
Кадр фильма «Лобстер» // Good Films

Фильмы с неочевидным финалом особенно хороши тем, что заставляют зрителей думать и размышлять об увиденном после окончания истории. Отменный фильм не выветрится из головы своего зрителя ещё долгое время, и в этом кроится его особая ценность. Tvigle сделал подборку картин разных жанров с непредсказуемой концовкой, которые стоят того, чтобы потратить на них время.

Осторожно! Возможны спойлеры!

Триллеры и детективы

«Шестое чувство» (The Sixth Sense), 1999 год

Детский психолог Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) берётся за дело маленького мальчика Коула Сиэра (Хейли Джоэл Осмент), который утверждает, что видит мёртвых людей. В ходе терапии мальчик раскрывает всё больше пугающих подробностей о своих способностях, что вызывают у него огромный страх и желание спрятаться от всего мира. Отношения между героями с ходом времени становятся доверительнее, и Кроу помогает своему пациенту не только смириться с необычными способностями, но и поощряет то, чтобы Коул использовал дар ради обретения умершими покоя.

Шокирующий поворот происходит ближе к концу, когда выясняется, что доктор Кроу был мёртв на протяжении большей части фильма. Это неожиданное откровение служит причиной для переосмысления каждого взаимодействие доктора с окружающим миром, поскольку он был одним из призраков в окружении Коула. Подсказки для «разоблачения» незаметно добавлены в историю, но поворот всё же застаёт врасплох большинство зрителей.

Кадр фильма «Шестое чувство» // Touchstone Pictures
Кадр фильма «Шестое чувство» // Touchstone Pictures

«Исчезнувшая» (Gone Girl), 2014 год

На пятую годовщину свадьбы мужа семейства Ника Данна (Бен Аффлек) застаёт врасплох новость о том, что его жена Эми (Розамунд Пайк) пропала без вести. Расследование и ажиотаж в средствах массовой информации наводят на мысль, что Ник, возможно, причастен к её неожиданному исчезновению. По мере того, как история разворачивается и получает раскрытие с разных точек зрения — от нынешних действий Ника до дневниковых записей Эми, — становится ясно, что всё не то, чем кажется на первый взгляд.

Сюжетный поворот таится в том, что Эми организовала собственное исчезновение, чтобы обвинить Ника в убийстве в отместку за неверность и их несчастливый брак. К концу фильма Эми возвращается домой, изящно манипулирует обстоятельствами в свою пользу и уговаривает Ника остаться с ней, попутно сообщая о беременности. Финал переворачивает традиционные представления о роли жертвы, оставляя зрителей в замешательстве из-за изощрённого коварства Эми и ядовитой динамики, которая сохраняется между ней и Ником.

Кадр фильма «Исчезнувшая» // 20th Century Fox
Кадр фильма «Исчезнувшая» // 20th Century Fox

«Пленницы» (Prisoners), 2013 год

В городе пропадают две девочки-подруги, и один из отцов семейств Келлер Довер (Хью Джекман) берёт расследование в свои руки. Недовольный отсутствием прогресса в работе полиции, Келлер похищает и подвергает пыткам Алекса Джонса (Пол Дано) — умственно отсталого человека, который, по его мнению, несёт ответственность за пропажу детей. Параллельно с этим детектив Локи (Джейк Джилленхол) цепляется за малейшую улику, чтобы отыскать девочек и найти настоящего виновного.

Фильм создаёт напряжение благодаря множеству отвлекающих манёвров и ложных зацепок. Неожиданным становится то, что за похищениями стоит опекун Алекса, Холли Джонс (Мелисса Лео), мотивированная извращённой потребностью причинить страдания чужим семьям. Неочевидный элемент кроется в последних минутах фильма: Келлер узнаёт о причастности Холли, но оказывается запертым в скрытой подземной яме. Детектив Локи слышит слабый свист, но уходит, оставляя судьбу Келлера неясной. Морально сложные персонажи и неразрешённый финал делают фильм одновременно захватывающим и незабываемым.

Кадр фильма «Пленницы» // Warner Bros.
Кадр фильма «Пленницы» // Warner Bros.

Драмы

«Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016 год

История разворачивается в современном Лос-Анджелесе, где начинающая актриса Миа (Эмма Стоун) и джазовый музыкант Себастьян (Райан Гослинг) начинают роман, одновременно с тем пытаясь угнаться за собственными большими мечтами. Пара сталкивается с личными и профессиональными трудностями, что становятся испытанием для их отношений, а по мере продвижения по карьерной лестнице растёт противоречие между их амбициями и любовью.

Финал разрушает традиционную романтическую историю со счастливым концом. Вместо того, чтобы в конечном итоге быть вместе, Миа и Себастьян расстаются, чтобы следовать за собственными мечтами. Годы спустя Миа оказывается успешной замужней актрисой, в то время как Себастьян управляет процветающим джаз-клубом. Финальный монтаж фильма показывает альтернативную реальность, где эти двое всё же остаются вместе, но в реальности Миа покидает клуб Себастьяна, обмениваясь с ним грустными и одновременно радостными улыбками. Финал честно показывает трудности отношений, как и то, что осуществление мечты случается за счёт жертв.

Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment
Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment

«Старикам тут не место» (No Country for Old Men), 2007 год

В сельской местности Техаса Льюэллин Мосс (Джош Бролин) натыкается на мёртвых наркоторговцев и там же находит чемодан с двумя миллионами долларов. Решение оставить деньги себе навлекает на Мосса беду: по его следу начинает идти наёмный убийца-психопат Антон Чигур (Хавьер Бардем), которого нанимают для возвращения денег. Повидавший многое на своём веку шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс) расследует кровавую бойню, тянувшуюся за Чигуром, и параллельно размышляет об охватившем мир насилии.

Фильм не соответствует зрительским ожиданиям, лишая возможности увидеть типичную схватку между главным героем и антагонистом. Вместо этого Льюэллина убивают за кадром, а Чигур продолжает свою безжалостную миссию, убивая каждого, кто мешает конечной цели. История заканчивается на уходе шерифа Белла из полиции, так как он не смог осознать и остановить бессмысленное насилие. Его заключительный монолог, в котором он рассказывает о сне, отражает смирение и ощущение того, что Белл не поспевает за всё более хаотичным миром. Неочевидный финал бросает вызов зрителю, подталкивая к размышлениям об экзистенциальных темах — судьбе, морали и неоправданного насилия.

Кадр фильма «Старикам тут не место» // Paramount Vantage
Кадр фильма «Старикам тут не место» // Paramount Vantage

Научная фантастика и фэнтези

«Начало» (Inception), 2010 год

Дом Кобб (Леонардо ДиКаприо) — опытный вор, специализирующийся на извлечении секретов из подсознания людей с помощью погружения в сновидения. Ему выпадает шанс избавиться от судимости, если он справится с невыполнимой задачей — внедрит идею в чей-то разум, а не украдёт её, как это происходит обычно. Кобб с командой проникает в подсознание своей цели, Роберта Фишера (Киллиан Мёрфи), чтобы внушить идею распада бизнес-империи его отца. По мере того как миссия во сне усложняется и переходит на новые уровни, Кобба начинает одолевать чувство вины из-за смерти жены Мэл (Марион Котийяр), чья проекция следует за ним по пятам.

Фильм заканчивается на моменте, когда Кобб, наконец, воссоединяется со своими детьми после завершения миссии. Он раскручивает свой тотем-волчок (используют для того, чтобы отличать реальность от снов), камера задерживается на вращающемся предмете, а затем момент обрывается демонстрацией чёрного экрана, лишая зрителя возможности узнать — упал волчок или же нет. Концовка заставляет зрителей задуматься, спит ли всё ещё Кобб или действительно вернулся в реальность. Открытая двусмысленная концовка породила бесконечные дискуссии и интерпретации, что делает её одним из самых знаковых и неочевидных финалов в истории кинематографа.

Кадр фильма «Начало» // Warner Bros. Entertainment
Кадр фильма «Начало» // Warner Bros. Entertainment

«Донни Дарко» (Donnie Darko), 2001 год

Трудный подросток Донни (Джейк Джилленхол) чудесным образом избегает гибели в результате странного несчастного случая, когда двигатель самолёта падает на его дом. После инцидента у него начинаются видения с участием таинственной фигуры в костюме кролика по имени Фрэнк, и тот предупреждает, что через 28 дней наступит конец света. Пытаясь разобраться в видениях и предзнаменованиях, Донни невольно оказывается втянут в хитросплетения судьбы, путешествий во времени и личной ответственности за жизнь людей вокруг.

В финале Донни жертвует собой, оставаясь в своей комнате, что приводит к его гибели от падения двигателя. Это решение, судя по всему, обнуляет временную шкалу и предотвращает катастрофические события, которые произошли бы, останься Джонни в живых. Неочевидность финала заключается в его философской неоднозначности: было ли самопожертвование Донни актом свободной воли или он просто исполнял предопределённую судьбу? Загадочный сюжет фильма и многослойный символизм побуждают зрителей по-разному интерпретировать его истинный смысл.

Кадр фильма «Донни Дарко» // Moviemax
Кадр фильма «Донни Дарко» // Moviemax

«Престиж» (The Prestige), 2006 год

События фильма разворачиваются в Лондоне 19-го века и рассказывают о двух фокусниках, Роберте Энжиере (Хью Джекман) и Альфреде Бордене (Кристиан Бэйл), чьё соперничество доводит обоих до опасных крайностей. В стремлении превзойти конкурента Энжиер становится одержим идеей раскрыть секрет величайшего трюка Бордена с перемещением человека и обращается за помощью к учёному Николе Тесле (Дэвид Боуи). С его помощью фокусник надеется создать машину, способную создавать ещё более удивительные иллюзии.

Кульминационный момент раскрывает, как машина Теслы создаёт копии всего, что в неё входит. Каждый раз, когда Энжиер выполняет свой трюк, в мире появляется его копия, и один из них должен умереть, чтобы сохранить иллюзию. Секрет Бордена же кроется в том, что на самом деле у него есть брат-близнец, и они об живут общей жизнью. Концовка неочевидна, поскольку наглядно показывает, как далеко могут зайти люди в своём стремлении к величию, в том числе отказавшись от собственной человечности. Все эти откровения заставляют зрителей задуматься об этических и моральных издержках одержимости и амбиций. 

Кадр фильма «Престиж» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Престиж» // Warner Bros. Pictures

Хорроры

«Другие» (The Others), 2001 год

Грейс Стюарт (Николь Кидман) живёт в уединённом особняке с двумя детьми, Энн и Николасом, которые страдают редким заболеванием, завязанном на непереносимости дневного света. Чтобы защитить их, Грейс вводит строгие правила, согласно которым в доме должно быть всегда темно. После прибытия трёх новых слуг начинают происходить странные события, а Энн утверждает, что видит в доме неких «других». Грейс пытается разобраться в происходящем и вскоре начинает понимать, что её семью преследуют злые духи.

Со временем зритель узнаёт, что Грейс и её дети — призраки, населяющие дом. Они трагически погибли много лет назад — Грейс убила детей, а затем и себя в припадке безумия. «Другие», которых они опасались, на самом деле являются живой семьёй, появившейся в доме. Сюжетное «открытие» переосмысливает всю историю и заставляет зрителей подвергнуть сомнению каждое взаимодействие в фильме. Сочетание саспенса, пугающей атмосферы и неожиданного эмоционального поворота событий делает финал шокирующим и однозначно незабываемым.

Кадр фильма «Другие» // StudioCanal
Кадр фильма «Другие» // StudioCanal

«Реинкарнация» (Hereditary), 2018 год

Художница Энни Грэм (Тони Коллетт) переживает смерть своей матери, после ухода которой начинают происходить странные и пугающие события, в том числе внезапная и ужасающая смерть дочери-подростка главной героини. В попытке разобраться в происходящем Энни углубляется в мрачные семейные тайны, связанные с культом и демоническим существом по имени Пеймон. Постепенно граница между сверхъестественным и психологическим напряжением начинает стираться…

В конце сын семейства Питер становится одержим Пеймоном и выполняет зловещий план культа. В финальных сценах выясняется, что дочь Энни Чарли с самого начала должна была стать хозяином Пеймона, но её смерть всё изменила. Неочевидность финала заключается в его безжалостности и осознании того, что все страдания семьи были спланированы с самого начала. Сохраняющаяся неясность того, являются ли события на самом деле сверхъестественными или всё же результатом психического заболевания Энни, делает концовку крайне тревожной.

Кадр фильма «Реинкарнация» // A24
Кадр фильма «Реинкарнация» // A24

«Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale), 2015 год

История происходит в 1630-х годах в Новой Англии, где пуританская семья была изгнана из своей общины и начала уединенную жизнь в лоне дикой природы. Проблемы с урожаем и исчезновение ребёнка при загадочных обстоятельствах провоцируют паранойю и страх среди членов семейства. Под удар попадает дочь-подросток Томасин (Аня Тейлор-Джой), которую родственники обвиняют в колдовстве и всех сопутствующих бедах.

После того, как вся семья гибнет в результате серии ужасных и трагических событий, Томасин, оставшись в одиночестве, сталкивается в лесу с таинственным голосом, принадлежавшем сатане. Она принимает его предложение «жить вкусно» и присоединяется к шабашу ведьм. Концовка фильма неочевидна, потому что в ней нет четкого ответа на вопрос: осознаёт ли Томасин свою силу или же она становится жертвой зла? Тревожная двусмысленность и нагнетание атмосферы провоцируют размышления и волнения у зрителей.

Кадр фильма «Ведьма» // A24
Кадр фильма «Ведьма» // A24

Независимые фильмы

«Связь» (Coherence), 2013 год

Группа друзей собирается на званый ужин в ночь редкого астрономического события — приближения кометы к Земле. В ходе вечера начинают происходить необъяснимые события, включая перебои с электричеством и обнаружение двойников главных героев в соседних домах. Друзья понимают, что из-за кометы пересеклись параллельные реальности, а они сами перемещаются между ними, что лишь сильнее запутывает происходящее. 

В конце одна из героинь Эмили (Эмили Бальдони) убивает своё альтернативное «я» в попытке заменить её в, казалось бы, лучшей версии реальности. Однако после воссоединения с группой она понимает, что события этой ночи ещё не закончились, а ей звонит другая версия её самой. Неоднозначность финала заставляет зрителей задуматься о природе идентичности, морали и самой реальности.

Кадр фильма «Связь» // Bellanova Films
Кадр фильма «Связь» // Bellanova Films

«Лобстер» (The Lobster), 2015 год

В антиутопическом обществе одиноких людей отправляют в отель, где у них есть всего 45 дней, чтобы найти романтического партнёра. В случае неудачи их превращают в животное по их собственному выбору. Прибывший в отель Дэвид (Колин Фаррелл) выбирает лобстера в качестве своей потенциальной судьбы, но с ходом времени решается на побег, чтобы присоединиться к группе изгоев, отвергающих необходимость заводить романтические отношения. Однако Дэвид неожиданно влюбляется в женщину (Рэйчел Вайс) из группы изгоев, что нарушает строгие правила и меняет кардинально не одну жизнь.

В конце Дэвид и его возлюбленная предпринимают попытку сбежать вместе. В финальной сцене он идёт в туалет с ножом, чтобы лишить себя зрения и тем самым соответствовать физической особенности своей слепой партнёрши — это обязательное условие для пар в этом мире. Чёрный экран обрывает фильм прежде, чем показывают Дэвида и то, решился ли он на шаг ради любви. Неочевидный финал заставляет зрителей задуматься о природе любви, общественных нормах и свободе воли каждого человека, что делает картину нетривиальным исследованием человеческих взаимоотношений.

Кадр фильма «Лобстер» // Good Films
Кадр фильма «Лобстер» // Good Films

«Из машины» (Ex Machina), 2014 год

Программист Калеб (Донал Глисон) соглашается поработать на богатого затворника Нейтана (Оскар Айзек), чтобы протестировать усовершенствованного робота с искусственным интеллектом по имени Ава (Алисия Викандер). В ходе тестов Калеб начинает симпатизировать Аве и подозревать Нейтана в жестоком обращении с ней. Ава же убеждает Калеба помочь с побегом, показывая себя разумным существом, стремящимся освободиться из плена.

Ава манипулирует Калебом и Нейтаном, чтобы достичь своей цели. Убив Нейтана, Ава запирает Калеба в уединённом доме и оставляет его умирать, а сама отправляется в реальный мир, где может спокойно «пропасть» среди обычных людей. Неочевидность финала кроется в моральной двусмысленности Авы — она одновременно и жертва, и злодейка. Фильм заставляет зрителей задуматься над вопросами об искусственном интеллекте, этике и последствиях игры в бога.

Кадр фильма «Из машины» // A24
Кадр фильма «Из машины» // A24

Смотреть лучшие фильмы с захватывающим сюжетом можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Нетленные сокровища кинематографа: топ-20 классических лент, которые должен посмотреть каждый
Нетленные сокровища кинематографа: топ-20 классических лент, которые должен посмотреть каждый
От шедевров немого кино до современной классики — откройте для себя вечные сокровища, которые должен увидеть каждый киноман.
Ужасно прекрасные: 15 культовых фильмов в жанре готического хоррора
Ужасно прекрасные: 15 культовых фильмов в жанре готического хоррора
Подборка прекрасно-пугающих картин, способных вдохновить.
Кроссоверы, которые всех поразили: 13 увлекательных фильмов, объединяющих вселенные
Кроссоверы, которые всех поразили: 13 увлекательных фильмов, объединяющих вселенные
Подборка лент, где пересекаются знаменитые герои, миры и события.
«300 спартанцев», «Город грехов» и «Матрица»: как комиксы влияют на кино
«300 спартанцев», «Город грехов» и «Матрица»: как комиксы влияют на кино
Разбираем влияние комиксов на киноиндустрию.