Кино способно влиять на ход времени и вдохновлять, особенно когда речь заходит о вопросах равенства полов. Эта подборка из десяти фильмов показывает впечатляющий путь женщин, бросивших вызов общественным нормам в борьбе за желаемое.
«Эрин Брокович» (Erin Brockovich), 2000 год
Режиссёр: Стивен Содерберг («Одиннадцать друзей Оушена»).
События фильма основаны на реальных событиях. В центре сюжета — правозащитница Эрин Брокович (Джулия Робертс), которая выступает против калифорнийской энергетической компании, обвиняемой в загрязнении городского водоснабжения. Будучи матерью-одиночкой, с трудом сводящей концы с концами, Эрин становится на путь борьбы с корпоративными преступлениями, раскрывая халатные действия компании.
Путь Эрин Брокович знаменует собой жизнестойкость и способность женщин добиваться значительных перемен, даже если общество их недооценивает. Картина раскрывает важность права на безопасную и чистую среду обитания, показывая, как женщины могут возглавить борьбу с чужой халатностью. История Эрин — свидетельство того, какое влияние может оказать одна целеустремленная женщина, бросив вызов общественным нормам.
«Скрытые фигуры» (Hidden Figures), 2016 год
Режиссёр: Тед Мелфи («Святой Винсент»).
В основе «Скрытых фигур» лежит реальная история о трёх афроамериканских женщинах-математиках из НАСА: Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хенсон), Дороти Воган (Октавия Спенсер) и Мэри Джексон (Жанель Моне). Все они сыграли важнейшую роль во времена космической гонки, так как именно их работа помогла вывести астронавта Джона Гленна на орбиту. И это несмотря на то, что они столкнулись с серьёзной расовой и гендерной дискриминацией.
Картина повествует о весомом вкладе этих женщин в успешную миссию НАСА и разрушает устаревшие представления о том, что научные и технологические сферы — это исключительно сфера деятельности мужчин. Фильм подчёркивает важность равных возможностей в образовании и трудоустройстве, независимо от пола и расы, демонстрируя, как слом системных барьеров может привести к поистине революционным достижениям.
«Суфражистка» (Suffragette), 2015 год
Режиссёр: Сара Гаврон («Рокс»).
«Суфражистка» — это историческая драма о движении за права женщин в Великобритании в начале 20-го века. Фильм рассказывает о женщине из рабочего класса по имени Мод Уоттс (Кэри Маллиган), которая активно участвует в борьбе за избирательные права женщин, присоединяясь к движению во главе с Эммелин Панкхёрст (Мэрил Стрип).
История раскрывает личные и коллективные жертвы, на которые пришлось пойти женщинам Великобритании в борьбе за право голосовать. Работа Сары Гаврон — яркое напоминание о борьбе и непоколебимой решимости женщин добиться политических и социальных прав: получить фундаментальное право голосовать и участвовать в демократических процессах. «Суфражистка» прославляет мужество и стойкость женщин, которые боролись за гендерное равенство, и напоминает зрителям о том, что эта борьба всё ещё продолжается.
«Тельма и Луиза» (Thelma & Louise), 1991 год
Режиссёр: Ридли Скотт («Гладиатор»).
«Тельма и Луиза» — представляет собой роуд-муви о двух подругах Тельме (Джина Дэвис) и Луизе (Сьюзен Сарандон), которые сбегают от надоевших возлюбленных и отправляются в совместное путешествие. Незапланированный побег ото всех превращается в бегство от закона, так как подруги умудряются натворить дел и даже… совершить убийство. Путешествуя по юго-западу Америки, они сталкиваются с различными испытаниями, которые проверяют их дружбу на прочность.
В фильме раскрываются темы независимости, дружбы и угнетающей подоплёки традиционных гендерных ролей. «Тельма и Луиза» также затрагивает проблемы сексуальных домогательств, превышения самообороны и права на личную свободу. Путешествие героинь символизирует бунт против социальных ограничений, а трагический финал прямо связан с проблемами, с которыми сталкиваются женщины. Картина представляет собой мощное заявление о силе и жизнестойкости женского пола, отстаивая их право жить свободными от угнетения и делать собственный выбор.
«Северная страна» (North Country), 2005 год
Режиссёр: Ники Каро («Жена смотрителя зоопарка»).
В центре сюжета — мать-одиночка Джози Эймс (Шарлиз Терон), которая возвращается в свой родной город в Миннесоте и от безысходности устраивается на работу на местную шахту. Вместе с другими работницами она сталкивается с сексуальными домогательствами и дискриминацией со стороны коллег-мужчин. Джози мужественно противостоит враждебной рабочей среде и в конечном счёте решается подать в суд — дело становится первым коллективным иском о сексуальных домогательствах в истории Соединенных Штатах.
Фильм раскрывает нелицеприятную тему о систематическом злоупотреблении положением и дискриминации, с которыми женщины часто сталкиваются в тех отраслях, где обычно доминируют мужчины. «Северная страна» показывает всю важность юридической защиты от сексуальных домогательств и подчёркивает необходимость создания безопасных и уважительных условий труда. Мужество и решимость Джози на этом непростом пути раскрывают важнейшую роль женщин в борьбе с несправедливостью.
«Жареные зелёные помидоры» (Fried Green Tomatoes), 1991 год
Режиссёр: Джон Эвнет («Право на убийство»).
Картина рассказывает историю Эвелин Коуч (Кэти Бейтс), которая случайно в доме престарелых заводит дружбу с Нинни (Джессика Тэнди). Нинни увлекает Эвелин рассказами о жизни Иджи (Мэри Стюарт Мастерсон) и Руфь (Мэри-Луиз Паркер), когда те в 1920-х и 1930-х годах держали кафе и готовили фирменное блюдо в виде жареных зелёных помидоров. В фильме переплетаются их трудности в прошлом с попытками Эвелин справиться с проблемами собственной жизни в настоящем.
«Жареные зелёные помидоры» затрагивают темы дружбы, любви и общественных ожиданий, возлагаемых на женщин. История раскрывает важность женской солидарности, показывая, как они могут поддерживать друг друга в преодолении личных и общественных проблем. Картина также всецело раскрывает женские права на независимость, самореализацию и освобождение от традиционных гендерных ролей.
«Цветы лиловые полей» (The Color Purple), 1985 год
Режиссёр: Стивен Спилберг («Поймай меня, если сможешь»).
События развиваются в начале 20 века, а в центре сюжета — афроамериканская девушка Силия (Вупи Голдберг), которая страдает от жестокости жизни с самых ранних лет. Её путешествие охватывает несколько десятилетий: от беременности в 14 лет от собственного отца до обретения независимости и уверенности в более зрелых годах.
Фильм поднимает и раскрывает проблемы расизма, сексизма и домашнего насилия, углубляясь в травмирующие ситуации, с которыми сталкиваются цветные женщины. Работа Спилберга подчёркивает важность личного достоинства, свободы от жестокого обращения и расширения прав и возможностей. Превращение Силии из безгласной жертвы в уверенную в себе и независимую женщину показывает необходимость признания прав женщин на автономию и уважение.
«Норма Рэй» (Norma Rae), 1979 год
Режиссёр: Мартин Ритт («Стэнли и Айрис»).
Картина рассказывает о работнице текстильной фабрики Норме Рэй (Салли Филд), которая на фоне невыносимых условий труда решается за создание профсоюза. Вдохновляет её на это непростое дело общественный деятель Рубен Варшавски (Рон Либман). Не боясь личных и профессиональных рисков, Норма Рей добивается создания профсоюза и улучшает положение своих коллег на работе благодаря своей несгибаемой целеустремленности.
Фильм раскрывает важность коллективных переговоров и безопасных условий труда, а также пропагандирует гендерное равенство на рабочем месте. Активность и лидерские качества, которые проявила Норма Рей на своём пути, демонстрирует способность женщин влиять на социальные изменения и бросать вызов структурам, где главенствуют мужчины.
«По половому признаку» (On the Basis of Sex), 2018 год
Режиссёр: Мими Ледер («Заплати другому»).
Работа Мими Ледер представляет собой биографический фильм о начале карьеры юриста Рут Бадер Гинзбург (Фелисити Джонс), которая брала в работу дела, завязанные на дискриминации по половому признаку. Фильм повествует о её стремлениях оспорить и отменить дискриминационные законы, а также рассказывает о пути становления Рут верховным судьёй США.
«По половому признаку» посвящён вкладу Рут Бадер Гинзбург в вопросы гендерного равенства и её борьбе с сексизмом в правовых структурах. Фильм подчёркивает важность правовых реформ, нацеленных на обеспечение женщин правами в продолжающейся борьбе за равенство в рамках правовой системы. Целеустремлённая и настойчивая Гинзбург со своей историей способна вдохновлять женщин в непростой борьбе с дискриминацией.
«Их собственная лига» (A League of Their Own), 1992 год
Режиссёр: Пенни Маршалл («Пробуждение»).
Фильм рассказывает историю Женской Бейсбольной Лиги, основанной во времена Второй мировой войны, когда игроки мужского пола вынужденно покинули страну. В центре сюжета — сёстры Дотти Хинсон (Джина Дэвис) и Кит Келлер (Лори Петти), которые вступают в лигу и начинают тренироваться под руководством новоприбывшего тренера Джимми Дугана (Том Хэнкс).
Фильм раскрывает проблемы гендерных ролей в спорте, рассказывая, с какими трудностями сталкиваются женщины в тех областях, где обычно доминируют мужчины. Демонстрируя целеустремленность и талант спортсменок, картина прославляет право женщин участвовать и делать успехи во всех сферах жизни. «Их собственная лига» выступает за равенство в спорте, бросая вызов традиционным гендерным нормам и продвигая идею о том, что женщины могут добиться успеха в любой области.
Смотреть фильмы про женщин сильных духом можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!