10 мрачных комедий, которые изменили кинематограф и культуру

Топ лучших фильмов в жанре «чёрная комедия», которые оказали влияние на кино.
10 июня
Ангелина Гура
что посмотреть
Кадр фильма «После прочтения сжечь» // Focus Features
Кадр фильма «После прочтения сжечь» // Focus Features

Чёрные комедии заняли внушительную нишу в киноиндустрии благодаря уникальному сочетанию юмора и мрачных тем. Эти фильмы заставляют зрителей смеяться, когда им дискомфортно, и подталкивают к размышлениям о социальных нормах и поведении человека. В статье мы рассмотрим самые культовые комедии жанра, а также проследим их влияние не только на кинематограф, но и на общество.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb), 1964 год

Фильм Стэнли Кубрика рассказывает историю обезумевшего американского генерала, который стремится начать ядерную войну с СССР. Помешать ему отчаянно пытается созванный штаб, состоящий из президента США, других политиков, военных и учёных. Картина представляет собой сатирический взгляд на руководство страны времён холодной войны, а также показывает абсурдность происходящего — одновременно пугающего и весёлого.

Влияние на кинематограф: Фильм Кубрика стал знаковым произведением в жанре чёрной комедии благодаря сатире и намеренному абсурду. Своеобразный взгляд на холодную войну и ядерную угрозу подчёркивает безумие военных действий и политических игр, а инновационный подход в сочетании комедии и серьёзного сюжета создал прецедент для будущих кинематографистов.

Влияние на культуру: Вечная актуальность фильма объясняется его глубокомысленными темами, завязанными на человеческой глупости и абсурдности геополитической напряжённости. Такие фразы, как «верхом на ядерной бомбе», вошли в массовую культуру и стали символом безрассудства перед лицом катастрофы.

Кадр фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» // Columbia Pictures

«Фарго» (Fargo), 1996 год

В центре истории — продавец автомобилей по имени Джерри Ландегаард (Уильям Мэйси), который нанимает двух преступников для похищения собственной жены, надеясь получить солидный выкуп у богатого тестя. План выходит из-под контроля, оборачиваясь серией убийств, за расследование которых берётся неотступная сотрудница полиции Мардж Гандерсон (Фрэнсис Макдорманд). В картине мастерски сочетаются чёрный юмор и захватывающий криминальный сюжет.

Влияние на кинематограф: «Фарго» сняли братья Джоэл и Итан Коэны. Их работа — это мастер-класс по сочетанию чёрного юмора и криминальной драмы. Уникальный сеттинг, запоминающиеся персонажи и самобытные диалоги показали, какой может быть комедия, послужив основой для последующих лент в том же жанре. Успех фильма продемонстрировал, что чёрные комедии могут добиться признания критиков и собрать солидную кассу.

Влияние на культуру: «Фарго» оставил ощутимый след в популярной культуре, оказав влияние на сериалы и другие медиапродукты. Показанная в фильме жизнь маленького городка, где происходят жестокие преступления, дала старт исследованию другими проектами тёмной стороны в идиллической, казалось бы, обстановке.

Кадр фильма «Фарго» // Working Title Films
Кадр фильма «Фарго» // Working Title Films

«Американский психопат» (American Psycho), 2000 год

«Американский психопат» рассказывает о богатом банкире из Нью-Йорка Патрике Бейтмане (Кристиан Бэйл), который ведёт двойную жизнь и является по совместительству серийным убийцей. Лента показывает не только преступления Бэйтмена, но и раскрывает мир яппи-культуры 1980-х годов. «Американский психопат» — это смесь ужасов и мрачной комедии, в которой замешена пугающая сатира на материализм и стремление к излишествам.

Влияние на кинематограф: Фильм является экранизацией одноимённого романа Брета Истона Эллиса, а постановкой занималась Мэри Хэррон. Своей работой она расширила границы чёрной комедии, объединив психологический хоррор с высмеиванием жажды потребительства и тщеславия. Культовое исполнение Кристианом Бэйлом роли Патрика Бейтмана само по себе стало культурной иконой, а образ героя стал узнаваемым для многих людей.

Влияние на культуру: «Американский психопат» стал поводом для многочисленных дискуссий о материализме, идентичности и поверхностной природе общества. Язвительная сатира и шокирующие сцены насилия продолжают вызывать отклик у зрителей, что делает «Американского психопата» часто упоминаемым фильмом в дискуссиях об излишествах капитализма и моральном разложении.

Кадр фильма «Американский психопат» // Lionsgate Films
Кадр фильма «Американский психопат» // Lionsgate Films

«Смертельное влечение» (Heathers), 1989 год

Сюжет фильма строится вокруг ученицы старшей школы Вероники Сойер (Вайнона Райдер), чья жизнь кардинально меняется после знакомства с необычным парнем Джей Ди (Кристиан Слэйтер). Он подталкивает главную героиню к убийству популярных и зазнавшихся девушек в школе, обставляя их смерть как самоубийство. Остроумная и мрачная атмосфера фильма заставляют задуматься о жестокости школьных группировок и навязанных общественных ожиданиях.

Влияние на кинематограф: «Смертельное влечение» в постановке Майкла Леманна — культовая классика, которая переосмыслила подростковые комедии, привнеся в них мрачные сатирические элементы. Острые диалоги и смелый подход к таким серьёзным проблемам, как самоубийство и школьное насилие, отличают работу Леманна от типичных фильмов для старшеклассников.

Культурное влияние: «Смертельное влечение» повлиял на бесчисленное множество подростковых драм и комедий благодаря раскрытию тем травли, давления со стороны сверстников и психического здоровья. Влияние фильма проявляется в различных адаптациях и переосмыслениях на телевидении и в театре.

Кадр фильма «Смертельное влечение» // New World Pictures
Кадр фильма «Смертельное влечение» // New World Pictures

«Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges), 2008 год

«Залечь на дно в Брюгге» рассказывает о наёмных убийцах Рэе (Колин Фаррелл) и Кене (Брендан Глисон). Босс отправляет их в бельгийский город Брюгге после того, как у них что-то не заладилось с работой. Ожидая дальнейших указаний, они, чтобы скоротать время, знакомятся со средневековой архитектурой города и переживают личные моральные дилеммы, что приводит к мрачным юмористическим и экзистенциальным размышлениям.

Влияние на кинематограф: Фильм Мартина Макдоны сочетает в себе чёрный юмор и размышления героев о жизни, создавая глубокомысленный и в то же время весёлый фильм. Продуманный сценарий и потрясающие актёрские работы закрепили за ним статус современной классики в жанре чёрной комедии.

Влияние на культуру: Картина стала синонимом мрачной комедийной истории, вдохновив новое поколение кинематографистов на желание раскрыть сложные темы через юмористические элементы. Также работа Макдоны способствовала росту туризма в Брюгге, продемонстрировав способность фильмов оказывать влияние на реальную жизнь.

Кадр фильма «Залечь на дно в Брюгге» // Focus Features
Кадр фильма «Залечь на дно в Брюгге» // Focus Features

«Лобстер» (The Lobster), 2015 год

В безрадостном будущем одиноких людей отправляют в специальный отель, где они должны найти романтического партнёра в течение 45 дней. Если этого не происходит, то человека превращают в любое животное по его выбору. Сюрреалистичный «Лобстер» рассказывает историю Дэвида (Колин Фаррелл), который становится постояльцем необычного отеля, сталкиваясь с абсурдностью социального давления из-за необходимости обзавестись парой.

Влияние на кинематограф: «Лобстер» Йоргоса Лантимоса — абсурдистская чёрная комедия, которая исследует антиутопические темы и природу взаимоотношений между людьми. Уникальная история и своеобразный юмор позволили завоевать признание критиков и обзавестись армией преданных поклонников.

Культурное влияние: «Лобстер» бросает вызов общепринятым представлениям о любви и обществе, побуждая зрителей задуматься о необходимости следовать им. Особый стиль фильма оказал влияние на современное независимое кино, поощряя создание большего количество проектов с экспериментальным повествованием.

Кадр фильма «Лобстер» // Good Films
Кадр фильма «Лобстер» // Good Films

«Гарольд и Мод» (Harold and Maude), 1971 год

В центре истории — одержимый идеей смерти молодой человек по имени Гарольд (Бад Корт), у которого возникает уникальная связь с эксцентричной 79-летней женщиной Мод (Рут Гордон). Их отношения перерастают в романтическое и жизнеутверждающее путешествие, несмотря на огромную разницу в возрасте и давление социальных норм. Картина представляет собой мрачное комедийное исследование тем жизни и смерти. 

Влияние на кинематограф: Картина Хэла Эшби сочетает в себе чёрную комедию и пронзительную историю любви, раскрывая столь непростую тему как любовь к жизни. Необычная романтическая линия и особенные персонажи позволили фильму занять своё место в рядах вечной классики.

Культурное влияние: Фильм вдохновил целые поколения зрителей своим призывом жить полной жизнью и находить радость в самых неожиданных обстоятельствах. Культовый статус «Гарольда и Мод» продолжает расти, оказывая влияние на фильмы и сериалы, прославляющие индивидуальность и нонконформизм.

Кадр фильма «Гарольд и Мод» // Paramount Pictures
Кадр фильма «Гарольд и Мод» // Paramount Pictures

«После прочтения сжечь» (Burn After Reading), 2008 год

Картина рассказывает о непредсказуемых последствиях того, как двое сотрудников спортивного клуба (Фрэнсис Макдорманд и Брэд Питт) случайно находят утерянный диск с мемуарами бывшего аналитика ЦРУ (Джон Малкович), в которых предостаточно тайной информации. Попытки героев продать диск приводят к серии мрачно-комедийных событий с участием самых некомпетентных и параноидальных персонажей.

Влияние на кинематограф: Ещё одна работа братьев Коэнов представляет собой сатирический взгляд на шпионаж и государственные секреты. Звёздный актёрский состав и запутанный сюжет фильма усиливают абсурдность человеческой натуры и бюрократическую некомпетентность.

Влияние на культуру: Критика спецслужб и их стремление к получению бессмысленной информации находят отклик и в современном мире, где есть проблемы с переизбытком данных и слежкой. Юмор и цинизм фильма нашли своё место в актуальных дискуссиях о конфиденциальности и безопасности.

Кадр фильма «После прочтения сжечь» // Focus Features
Кадр фильма «После прочтения сжечь» // Focus Features

«Смерть ей к лицу» (Death Becomes Her), 1992 год

«Смерть ей к лицу» рассказывает о соперничестве двух женщин, Мэдлин (Мэрил Стрип) и Хелен (Голди Хоун), которые открывают для себя дарующий вечную молодость эликсир, но с побочным эффектом в виде ужасных последствий. Мрачный комедийный фильм исследует темы тщеславия, бессмертия и поверхностной природы красоты.

Влияние на кинематограф: Режиссёр Роберт Земекис в фильме «Смерть ей к лицу» вовсю использует чёрный юмор для раскрытия тем тщеславия и бессмертия. Спецэффекты фильма в то время были новаторскими и лишь подчеркнули мрачную комедийную привлекательность истории.

Культурное влияние: Фильм стал культовой классикой благодаря своему яркому стилю и непревзойдённым актёрским работам. Высмеивание стремлений к неувядающей красоте остаётся актуальным подсюжетом, делая картину неподвластной времени.

Кадр фильма «Смерть ей к лицу» // Universal Pictures
Кадр фильма «Смерть ей к лицу» // Universal Pictures

«Серьёзный человек» (A Serious Man), 2009 год

События картины разворачиваются в 1960-х годах и повествует о еврейском профессоре физики из Миннесоты Ларри Гопнике (Майкл Стулбарг), чья привычная жизнь начинает рушиться из-за череды всё более абсурдных и печальных событий. Фильм представляет собой мрачное комедийное исследование веры, семьи и поиска смысла жизни в равнодушном мире.

Влияние на кинематограф: Постановкой картиной занимались братья Коэны, а их работа представляет собой горько-комедийный взгляд на историю Иова, которая разворачивается в еврейской общине 1960-х годов. Исследование экзистенциальных и религиозных тем через призму чёрного юмора демонстрирует бесспорное мастерство Коэнов в этом жанре.

Влияние на культуру: Фильм находит отклик у зрителей благодаря веренице необъяснимых жизненных проблем, которые сваливаются на голову героя, и поиску смысла в человеческом существовании. Тонкое изображение еврейской культуры и религиозных вопросов стало поводом для всесторонних дискуссий среди зрителей после просмотра.

Кадр фильма «Серьёзный человек» // Focus Features
Кадр фильма «Серьёзный человек» // Focus Features

Посмотреть лучшие комедии в отменном качестве можно онлайн на Tvigle!

Читайте также
Задают тон всей комнате: топ-8 самых запоминающихся ковров в кино
Задают тон всей комнате: топ-8 самых запоминающихся ковров в кино
Культовые киноковры — в новой подборке Tvigle!
Нетленные сокровища кинематографа: топ-20 классических лент, которые должен посмотреть каждый
Нетленные сокровища кинематографа: топ-20 классических лент, которые должен посмотреть каждый
От шедевров немого кино до современной классики — откройте для себя вечные сокровища, которые должен увидеть каждый киноман.
11 коротких комедийных сериалов, за просмотром которых пролетят выходные
11 коротких комедийных сериалов, за просмотром которых пролетят выходные
Небольшой топ весёлых шоу, на чей просмотр уйдёт в районе десяти часов.
Несправедливо закрыты: 10 любимых сериалов, которые заслуживают продолжения
Несправедливо закрыты: 10 любимых сериалов, которые заслуживают продолжения
Список преждевременно закрытых шоу, которые обожают фанаты и критики.