Ангел или демон? Жертва или охотница? Похоже, всё сразу. Противоречивость светловолосых героинь в кино и делает их такими интересными. За свою насыщенную кинематографическую жизнь блондинка впитала в себя все возможные черты и стереотипы. Специально ко Всемирному дню блондинок мы вспомнили, как развивался этот образ в кинематографе.
Белокурая бестия
Светлые волосы и голубые глаза всегда ассоциировались в нашей культуре с невинностью и хрупкостью. Их обладательниц сравнивали с небесными созданиями, а главных героинь фольклора наделяли ангелической внешностью. Первые звезды кино умело воспользовались преимуществами, которые даёт этот типаж. Актрисы красились в блондинок, чтобы создавать яркие, гламурные образы. По мнению многих, светлые локоны добавляли лицу свежести и игривости. Представьте, никто из них не родился с платиновой шевелюрой. Яркая Джин Харлоу, эпатажная Мэй Уэст … Эти актрисы стали первыми секс-символами той эпохи. Ангельские кудри в их исполнении лихо сочетались с кокетливым и даже вызывающим поведением.
Интересно, что при этом натуральная блондинка Марлен Дитрих эксплуатировала совершенно другой образ — хладнокровный и безупречно стильный. Дива и уважаемая актриса одновременно, Дитрих эпатировала общественность своими киноролями умных и опасных женщин. В фильме «Дьявол — это женщина» (1935) она сыграла роковую красавицу, хитрую манипуляторшу, подчиняющую своей воле мужчин. Её героиня кушает мужские сердца на завтрак, а в перерывах смотрит удавом на окружающий мир. Настоящая белокурая Кармен.
Женщина-солнце
Стиль Марлен Дитрих вдохновил даже деятелей культуры в СССР. Когда режиссёр Григорий Александров познакомился с пламенной Любовью Орловой, то сразу же решил сделать из нее советскую Марлен. С поправкой на менталитет, конечно же. Актриса начала осветлять волосы, а вот пела совсем не как вамп — бойко и оптимистично. Что в «Весёлых ребятах» (1934), что в «Волге-Волге» (1938) она предстаёт солнечной птичкой будущего, а не расчётливой соблазнительницей. Другая советская актриса, Марина Ладынина, работала в ещё более светлом образе. Вспомните её героинь в фильмах «Свинарка и пастух» (1941), «Сказание о земле сибирской» (1947), «Кубанские казаки» (1950). Золотые волосы и честные, широко распахнутые голубые глаза не требовали дополнительных имиджевых ухищрений от главной леди советского кино.
На роковую женщину больше других была похожа Алла Ларионова, жена народного любимца Николая Рыбникова. Статная Любава в «Садко» (1952) и эффектная героиня «Анны на шее» (1954), она излучала особенный магнетизм, сходный с обаянием Марлен Дитрих. Неудивительно, что именно Ларионовой доверили сыграть девушку, которая из игрушки обстоятельств превращается в хозяйку положения. Таково было обаяние актрисы, что её судьба и подробности личной жизни интересуют зрителей и по сей день.
Джентльмены предпочитают блондинок, которые любят погорячее
Наследие платиновых блондинок Голливуда не давало покоя новым поколениям, а студиям требовалась свежая кровь. Которую они получили в лице улыбчивой сироты Нормы Джин Бейкер, сегодня известной всему миру как Мэрилин Монро. Она училась сексапильным повадкам у Мэй Уэст и красила волосы как Джин Харлоу, но в итоге затмила их собственным успехом. Взбитые кудри и пухлые губки помогали Мэрилин создать образ наивной, легкомысленной глупышки в поисках серьёзного мужчины. Параллельно охотясь за сложными драматическими ролями, она блистательно воплощала на экране образ белокурой попрыгуньи и в итоге стала главным секс-символом своей эпохи.
Её соблазнительные, беззаботные героини были прямой противоположностью тревожной и жаждущей внимания актрисы. Достаточно вспомнить расчётливую Роуз в «Ниагаре» (1952) или культовую Душечку в музыкальной комедии «В джазе только девушки» (1959). Как и Лорелей Ли в «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), эти образы построены на желании понравиться мужчине и таким образом устроить свою судьбу. При этом Монро смогла наделить своих героинь вневременным обаянием и честностью: ни Душечка, ни Лорелей Ли не скрывают своих намерений. Имидж актрисы в фильмах и для прессы был продуман настолько хорошо, что на улице Мэрилин не узнавали без каноничных стрелок и фирменной смеси из трех оттенков помады.
Тем временем в Европе созрел совершенно противоположный секс-символ — Брижит Бардо. Став знаменитой после фильма Роже Вадима «И Бог создал женщину» (1956), актриса подчёркнуто забила на скандальную славу. Если Монро пела зрителю I Wanna Be Loved by You, то Бардо посылала интересующихся далеко и надолго. Её имидж свободолюбивой, дерзкой девчонки стал предвестником сексуальной революции 60-х. Вместо старательно уложенных локонов — растрёпанные кудри, вместо платьев с вырезом — простая одежда прибрежной нимфы. Такие разные, Мэрилин и Брижит символизировали разные полюсы женской сексуальности. В Советском Союзе первый подобный образ можно увидеть в фильме «Бриллиантовая рука» (1968) благодаря красоте и чувству юмора Светланы Светличной. Появившись в десятиминутной сцене соблазнения несчастного Горбункова, актриса с прохладным взглядом и ироничной улыбкой обеспечила себе нескончаемое внимание поклонников.
Снежные королевы Хичкока
Не все видели кинематографических блондинок доступными, беспечными созданиями. Для короля саспенса Альфреда Хичкока светловолосые героини были воплощением интеллигентности и хрупкости. Виктимность утончённой Грейс Келли в детективе «Окно во двор» (1954) украшает сюжет фильма и делает его более напряжённым. Нежные светлокудрые героини, попавшие в переплёт, стали одной из фишек Хичкока. Похожим приёмом воспользовался Дарио Ардженто в своих джалло, правда, сделав героинь субтильными подростками. В основном темноволосыми. А маэстро Хичкоку нравилось ставить своих царственных блондинок в сложные ситуации, будто воплощая некие мрачные фантазии. Например, провинившаяся, нечистая на руку героиня Джанет Ли в легендарном триллере «Психо» (1960) словно получает возмездие за свои прегрешения (промискуитет, кража).
Блондинки — лучшие жертвы. Они словно девственно чистый снег, на котором видны кровавые следы
Героини Хичкока всегда безупречно одеты. Чего стоит только гардероб аристократичной Типпи Хедрен, спасающейся от птиц в одноимённом фильме! Вкрадчивая Ким Новак, которой одержим главный герой «Головокружения» (1958), носит восхитительно элегантные пальто, подчеркивающие её платиновые волосы. И, разумеется, Грейс Келли, под ледяной красотой которой Хичкок подразумевал бешеное пламя. За свою недолгую карьеру актриса снялась в трёх фильмах маэстро: «В случае убийства набирайте М», «Окно во двор» и «Поймать вора».
Медуза в бикини
В 60-е интересы публики стали меняться и светловолосые героини кино, соответственно, тоже. Оказалось, что блондинки, как и любые другие женщины, не приклеены к мужчине. Они могут постоять за себя и имеют собственные интересы. Даже если посмотреть на девушек Бонда, то их отношения с 007, как правило, завязаны на противостоянии. Каждая очередная пассия бросает спецагенту вызов, начиная с золотоволосой Урсулы Андресс в первом фильме про Бонда «Доктор Ноу» (1962). Несмотря на эффектный выход из волн морских в том самом белом бикини, её героиня Ханни Райдер, в общем-то, занимается своими делами. Это и нравится Бонду: не кокетка, но независимая женщина, которую хочется завоевать.
Внешняя невинность золотоволосых стала отличной возможностью шокировать зрителя. Чем, например, виртуозно воспользовался Пол Верховен в эротическом триллере «Основной инстинкт» (1992). Здесь охота на мужчин уходит в другую крайность. Шэрон Стоун бесстрашно играет писательницу, психолога по образованию и умелую манипуляторшу. Её героиня использует мужчин, высасывая из них все соки. Всё переворачивается вверх тормашками, и даже на допросе уверенная в себе Кэтрин Трамелл смущает полицейских в знаменитой сцене, буквально демонстрируя, что ей нечего скрывать. А если и есть, то ничего ей за это не будет. Ведь она здесь главный хищник.
Похожий эффект достигается в психологическом триллере «Рука, качающая колыбель» (1992), где опасность исходит от скромняжки-няни (тоже блондинка Ребекка Де Морнэй), а сражаться с ней приходится матери семейства. В более современном творении Дэвида Финчера «Исчезнувшая» (2014) мы с оторопью наблюдаем за фаулзовской блондинкой Розамунд Пайк, за обманчивой хрупкостью которой прячется угроза. Так обладательница светлых волос в кино приобретает зловещие, даже потусторонние черты, намёкая на затаившегося зверя. Хитрого и опасного.
Постмодернизм с соседнего двора
Уже в конце 20-го века образ светловолосого ангела/демона подвергся кардинальному пересмотру. Блондинка спустилась на землю и поселилась в соседнем доме. Даже пышногрудая дива Памела Андерсон обладала скорее земным, нежели ангельским или дьявольским обаянием. Спасательница Малибу всегда рядом и всегда в форме. Как Мэрилин, но несколько карикатурно. В 1990-х и 2000-х этот типаж уверенной в себе любимицы толпы перосмысляется, вносятся пародийные элементы.
Белокурые героини часто становятся антагонистами или просто стервозными школьницами. Последний вариант стал настолько популярным, что постепенно превратился в стереотип. Так, подружки из «Колдовства» (1996) мстят однокласснице — светловолосой расистке. В молодёжном ромкоме «Дневники принцессы» (2001) главную героиню травит королева школы, тоже блондинка. А в комедии «Ценности семейки Аддамс» (1993) мрачной Уэнсдэй противопоставлена задавака Аманда, пока власть в доме пытается захватить жуткая Дебби (и снова блондинка).
Сами актрисы используют юмор как способ раскрыть персонажа. Например, Кэмерон Диас часто играет эффектных, но простодушных блондинок («Все без ума от Мэри», «Плохая училка»), а Риз Уизерспун веско отвечает на стереотипы в популярной комедии «Блондинка в законе» (2001). Её Эль Вудс, может, и не великий мыслитель, но именно она в итоге распутывает сложное дело об убийстве. И доказывает всем, кто в неё не верил, что на самом деле цвет волос не имеет значения.
То же самое проделывает звезда Голливуда Шарлиз Терон, которую не хотели воспринимать как серьёзную актрису. Подыграв предрассудкам в сатирической комедии Вуди Аллена «Знаменитость» (1998), красавица из ЮАР спустя несколько лет отправилась уродовать свою внешность для байопика «Монстр» (2003). Роль серийной убийцы Эйлин Уорнос в результате принесла Терон «Оскар». Так что время меняется, меняются и приоритеты. Блондинка — это по-прежнему эффектный образ, но уже не приговор.
Киношная Барби в исполнении Марго Робби задумывается о жизни, а Самара Уивинг в «Я иду искать» (2019) доказывает, что невесту на мякине не проведёшь. От Ренаты Литвиновой до Кристины Асмус, от Мерил Стрип до Кейли Куоко — светловолосые актрисы наравне с другими дарят нам разноплановых и интересных в своём развитии персонажей. Вульгарных и элегантных, бойких и интеллектуальных. Чтобы мы, по выражению Умберто Эко, наслаждались «политеизмом красоты».