«Золотой глобус» уже позади, на носу — премия «Оскар», организаторы которой недавно объявили номинантов во всех категориях. Выходит, сейчас самое время подвести собственные итоги и посмотреть те фильмы, что уже заслужили звание лучших за 2022 год. В нашей подборке — игровые полнометражные картины, которые отметились на международных фестивалях и премиях или получили множество восторженных откликов у зрителей по всему миру.
«Фабельманы», реж. Стивен Спилберг
Снять собственную автобиографию — большое искушение для любого именитого режиссёра. Поддался ему и Стивен Спилберг, который в истории о семействе Фабельманов постарался объяснить, откуда на самом деле растут ноги у его любви к кино.
Маленький мальчик, впервые пришедший в кинотеатр вместе с папой и мамой, был настолько поражён увиденным, что навсегда «заболел» идеей создавать собственные фильмы. И ни развод родителей, ни неверие отца уже не смогут его остановить, ведь именно экзальтированному Сэмми (читай — Стиви) суждено снять первый в истории кино блокбастер.
«Фабельманы» незаслуженно прошли незамеченными мимо российского зрителя. А между тем — это очень искреннее кино, любовно созданное Спилбергом с завидной долей самоиронии.
«Треугольник печали», реж. Рубен Эстлунд
Шведский режиссёр Рубен Эстлунд уже второй раз в карьере выбил себе «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, эксплуатируя желание истеблишмента посмеяться над самим собой. Впервые ему это удалось с «Квадратом» — триумфатором Канна 2017 года, — где Эстлунд филигранно поиздевался над самодурством и глупостью искушённой элиты мира высокого искусства. Но в «Треугольнике печали» режиссёр пошёл ещё дальше. Сатира стала грубее, шутки очутились на уровне унитаза (в прямом смысле — в фильме даже есть сцена, где переполненная богачами яхта буквально тонет в экскрементах), а персонажи превратились в карикатуры на конкретные типажи.
Тут есть и пара милейших старичков, сколотивших состояние на торговле оружием. И капитан-алкоголик, искренне ненавидящий собственных пассажиров и провозглашающий бессмертие Маркса. И русский олигарх — торговец навозом, взявший в круиз и законную супругу, и законную любовницу. И пара глуповатых моделей-инфлюенсеров, завистливых и жадных до денег. И даже филиппинская уборщица, которая, пользуясь крушением яхты и несостоятельностью остальных пассажиров, организует собственную мини-диктатуру.
Словом, весь истинный блеск и духовная нищета богатеев. Публика Каннского кинофестиваля почти наверняка узнала в героях «Треугольника» себя или своих спонсоров и пришла в восторг. Понравится ли новое творение Эстлунда остальным, заслужив для него звание Теккерея 21 века — видимо, покажет время.
«Банши Инишерина», реж. Мартин МакДона
Ирландец Мартин МакДона уже давно зарекомендовал себя мастером создания противоречивых трагикомедий, где маскулинность и жестокость соседствуют с чёрным юмором и надеждой на лучшее. В 2018 году его прокатили с «Оскаром» за невероятно живую, наполненную психологизмом драму «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», в которой МакДона с ловкостью эквилибриста ходил по тонкому канату между трагической завязкой и юмором.
Теперь режиссёр вернулся в родные края — холодную и недружелюбную Ирландию, — чтобы с новой силой ударить по чувствам обескураженного зрителя. И пока «Банши Инишерина» действительно выглядит чуть ли не главным претендентом на звание лучшего фильма 2022 года. Хотя, как бы там ни решили члены Американской киноакадемии, — у нас с вами всегда есть возможность делать выводы самостоятельно.
А фильм, собственно, вот о чём. Ирландия, 1923 год — разгар гражданской войны. Но несколько десятков жителей выдуманного МакДоной острова Инишерин будто и не замечают раскаты выстрелов, доносящиеся откуда-то с материка. У них тут, знаете ли, свои проблемы. Двое лучших друзей — Колм и Падрик — вступают в собственное противостояние, ставя на уши всё своё окружение. Дело в том, что Колм внезапно перестаёт дружить с Падриком — вот так вот запросто и без какой-либо причины. Просто давний товарищ ему резко разонравился. Да настолько, что Колм грозится отрезать себе по пальцу каждый раз, когда Падрик попытается с ним заговорить.
Абсурд и сюр, творящиеся на протяжении всего хронометража, резко сменяются пониманием гениальной метафоры, заложенной МакДоной в самое сердце этого почти бессюжетного повествования. Когда сосед совершенно внезапно отказывается мириться с другим соседом, сея жестокость и переходя к кровопролитию за одному ему понятные убеждения, — это ведь что-то напоминает, не так ли?
«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
В 2009 году первый кэмероновский «Аватар» без преувеличения перевернул всю киноиндустрию, провозгласив эру франшиз и главенство «Диснея». Во многом именно ему стоит сказать «спасибо» за то, что в голливудских блокбастерах с каждым годом становится всё меньше драматургии и всё больше спецэффектов. В 2022 году такой подход вылился во всеобщий хейт последних из вышедших на экраны фильмов Marvel, а Джеймс Кэмерон, будто с еле заметной ухмылкой, выдал сиквел своего «Аватара», над которым работал больше десяти лет.
И скажем сразу: «Путь воды» уже не выглядит столь же революционно, как и первый фильм. Хотя по части визуала Кэмерон вновь сделал не один, а сразу несколько шагов вперед — аватары смотрятся невероятно натуралистично, а пейзажи стали только красочнее и масштабнее. А вот сценарий сиквела вышел совсем вторичным — о чём не забыли упомянуть как критики, так и зрители фильма. Множество допущений, условностей и нарушений банальной логики, толпа новых персонажей, которые не успевают привязать к себе публику даже за три часа повествования, отсутствие развития у главных героев — Джейка и Нейтири, — что теперь кажутся бледными копиями самих себя из оригинального фильма.
Но даже эти драматургические просчёты не дают «Аватару: Путь воды» опуститься слишком низко. А Джеймс Кэмерон высоко задирает голову, давая обещание отснять ещё несколько частей этой франшизы. Продолжение истории Джейка Салли — едва ли лучшая картина прошедшего года, но однозначно самая долгожданная. Кассовые сборы говорят сами за себя: второй «Аватар» уже попал в тройку самых прибыльных фильмов в истории.
«Решение уйти», реж. Пак Чхан Ук
Последний на данный момент фильм Пак Чхан Ука — постановщика «Олдбоя» и всей «трилогии о мести» — в этом году отметился наградой за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале (увы, но «Золотая пальмовая ветвь» ему вновь не досталась). И сразу ещё одно разочарование — «Решения уйти» не оказалось в списке номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Весьма странно, учитывая не столь давний триумф «Паразитов» и продолжающуюся интервенцию южнокорейского кино.
А тем временем «Решение уйти» — это отличная картина, экспериментальная даже для самого Пак Чхан Ука. Представьте себе «Основной инстинкт», но с южнокорейским колоритом и акцентом на чувствах и внутренних противоречиях героев, а не на интимных сценах. Не волнуйтесь, скучнее от этого фильм не станет. Здесь действительно не будет ни одного намёка на телесность, как и привычного для режиссёра шокирующего видеоряда. Ничего из этого и не требуется этой обаятельной, деконструирующей нуарную эстетику киноленте.
Согласно сюжету, испытывающий сложности в браке детектив влюбляется в подозреваемую в убийстве. Femme fatale традиционно оказывается хитрее протагониста, но роман, закрутившийся между ними, заставит обоих сделать нелёгкий выбор.
«RRR: Рядом ревёт революция», реж. С. С. Раджамули
В прошлом году западный зритель неожиданно для себя открыл новое индийское кино. И сразу же пришёл в дикий восторг от странного сочетания внешне довольно серьёзного сюжета с почти трагическими вкраплениями, энергичных песен и танцев, изобретательного экшена, харизматичных героев и наивного пафоса. Если подумать, «RRR» — это почти идеальный фильм, в котором есть всё, что любит массовый зритель. И доказательства весьма наглядные: весной 2020-го индийский блокбастер рвал на части американский бокс-офис, а сейчас попал в список номинантов на «Оскар».
Если вы ещё не видели «RRR», то убедиться в сказанном можете и сами. Но мы должны предупредить: смотреть это кино с серьёзным выражением лица не получится. Фильм рассказывает об Индии времён британского колониального правительства, когда терпение местного населения оказывается практически на исходе. В этот самый период где-то в разных концах страны жили-были двое самых обычных индийских супергероев — один способен тигров голыми руками забарывать, а другой менять направление пули силой мысли. И оба они, разумеется, любят плясать. Судьба свела этих незаурядных мужчин вместе и сделала лучшими друзьями. Вот только они ещё не знают, что один из них — агент британского правительства, а второй — способный поднять восстание бунтарь, которого ищет первый.
«Хищники», реж. Родриго Сорогойен
Как и спилберговские «Фабельманы», картина испанца Родриго Сорогойена совершенно не на слуху у российского зрителя — и очень зря. Ведь этот фильм настолько же хорош, насколько и безвестен. В 2022-м он успел побывать на Каннском кинофестивале и стать лауреатом Сан-Себастьяна, а теперь претендует на премии «Сезар» и «Гойя» — французский и испанский «Оскары».
Если коротко, то перед нами «Соломенные псы» 21 века. Тот же конфликт города и деревни, денег и нищеты, интеллигенции и хамства. Но угол всё же немного иной — главными героями становятся не молодые супруги, а пара средних лет. Французы Антуан и Ольга пресытились городской жизнью и решили переселиться поближе к лону природы — в тихую испанскую деревеньку, где они планируют любоваться меланхоличными сельскими пейзажами, пасти овец и возделывать свой сад, как завещал Кандид. Только вот местные почти сразу невзлюбили иностранцев, для которых жизнь в деревне это не единственная возможность, а сознательный выбор. Гляньте же на этих лягушатников — они ещё и смеют получать удовольствие от ежедневного копания в грязи!
И без того серьёзные противоречия усугубляются деликатным обстоятельством — деньгами. К жителям деревни приходят с предложением выкупить у них землю за небольшую сумму для строительства ветряных электростанций. Перед селянами, которые всю жизнь провели по колено в навозе, открывается возможность наконец уехать, вырваться из беспросветной нищеты. И единственными, кто против этой идеи, разумеется, оказываются Антуан и Ольга — они же только-только начали осуществлять свою мечту и не готовы отказываться от неё за бесценок. Тут конфликт местных и приезжих переходит в открытую фазу, и жестокости тех, кто как никто другой близок к выращиваемому на местных фермах скоту, не будет предела.
«Всё везде и сразу», реж. Дэниэл Кван, Дэниэл Шайнерт
Новое творение создателей абсурдно-скандального фильма «Человек — швейцарский нож» (если вы помните, там труп в исполнении Дэниэла Рэдклиффа передвигался с помощью газов) оказалось настоящим феноменом 2022 года. Критики наперебой называли фильм двух Дэниэлов «”Мультивселенной безумия” здорового человека», явно намекая на провальность сиквела «Доктора Стрэнджа», а зрители сделали «Всё везде и сразу» кассово успешным, что не очень характерно для независимой студии А24. Теперь же картина вместе с другими номинантами ждёт результатов «Оскара», где она представлена и в самой престижной категории — «Лучший фильм».
Если отбросить симпатичную и талантливо сделанную обёртку в виде путешествия по параллельным вселенным, то увидим, что в центре сюжета лежит конфликт самоидентификации и сложные отношения между матерью и дочерью. Эвелин (Мишель Йео) аж скрипит от сожалений о неверно (что не факт) принятых ею решениях. Когда-то давно она вдрызг разругалась с отцом, решив выйти замуж за бесперспективного возлюбленного и переехать с ним из Китая в США. Теперь Эвелин — не самая удачливая владелица малого бизнеса (небольшой прачечной), чья семья, работа, да и вся жизнь трещат по швам. Но однажды в тело её мужа на пару минут вселяется его же версия из параллельной реальности, которая зовёт Эвелин навстречу приключениям. Быстро свыкнувшись с мыслью о существовании других миров, женщина обнаруживает, что все её опасения правдивы — в реальностях, где она не вышла замуж за первую любовь, она стала успешной актрисой, мастером кунг-фу, да и вообще всё у неё отлично. Только вот одну ошибку Эвелин повторяла в каждой из вселенных — не уделяла должного внимания единственной дочери, а потому та превратилась в худшую версию всех зумеров сразу и грозится уничтожить мир.
Трогательный посыл выгодно оттеняется снижающим пафос юмором и многочисленными отсылками к поп-культуре, превращая «Всё везде и сразу» в лихой постмодернистский блокбастер, который способен понравиться и вечно ищущим второе дно синефилам, и поклонникам киновеселенной Marvel.
«На Западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер
Достойная экранизация величайшего антивоенного романа Ремарка, который в особом представлении не нуждается. Это уже третья попытка перенести «На Западном фронте без перемен» на большие экраны — в 20 веке это пробовали сделать американцы (1930) и англичане (1979), и вот, наконец, пришла очередь немцев. Сразу скажем, что картина режиссёра Эдварда Бергера — далеко не идеальная адаптация гениального произведения. Раскрытие персонажей и некоторые пронзительные философские сцены из первоисточника (к примеру, эпизод с пленными русскими) здесь приносятся в жертву зрелищности. И визуально фильм получился действительно впечатляющим — ближайшим его родственником в этом плане можно назвать разве что «1917» Сэма Мендеса. Вероятно, именно это сочетание поражающего своей жестокостью видеоряда с авторитетом литературного оригинала и принесло «На Западном фронте без перемен» восемь номинаций на «Оскар» и хвалебные отзывы мировых кинокритиков. Но главное достоинство ленты в другом — в способности не потерять ориентиры, не пуститься в любование батальным хаосом, а сохранить и преумножить чувство отвращения к войне и милитаризму.
Для тех, кто в школьные или университетские годы не увлекался списком «Книги, которые должен прочитать каждый до 20 лет» и не очень знаком с романом Эриха Марии Ремарка, напомним сюжет. Преисполнившийся патриотизмом 19-летний Пауль Боймер и несколько его столь же экзальтированных друзей отправляются добровольцами на фронт — воевать на стороне Германской империи в годы Первой мировой войны. Вчерашние дети абсолютно уверены, что их ждут подвиги и слава героев, но вместо этого они сталкиваются с войной, какая она есть на самом деле: с грязью в окопах, со смертью товарищей, с инвалидностью, с необходимостью стягивать сапоги с ног погибшего друга, с осознанием своей новой роли — безвестного, никому не нужного пушечного мяса.
«На Западном фронте без перемен» — действительно культовая книга, ставшая одним из символов так называемого «потерянного поколения». Ремарк, Фицджеральд, Хемингуэй пусть и воевали на разных фронтах, но воспринимали происходящее одинаково — как травмирующий, выжигающий душу опыт. Увы, но даром: спустя столетие новая экранизация Ремарка рискует стать символом очередного «потерянного поколения».
«Топ Ган: Мэверик», реж. Джозеф Косински
В эпоху ремейков, приквелов, сиквелов и сиквелов приквелов, никого не должно удивлять, что своё продолжение в 2022-м получил и фильм «Лучший стрелок» 1986 года. Наличие известного голливудского адреналинщика Тома Круза, который под шумок успевает и самостоятельно трюки выполнить, и получить лицензию пилота, изначально должно было привлечь к картине «Топ Ган: Мэверик» внимание зрителей. Но вышло всё куда интереснее.
Фильм Джозефа Косински, от которого особо терпеливые поклонники всё ещё ждут триквел «Трона», неожиданно для всех собрал не только отличную кассу, но и понравился кинокритикам. Причина тому проста — визуальный ряд, способный залатать все сюжетные дыры и затмить кажущееся чересчур наивным и неуместным абсолютно всем, кроме разве что самих американцев, любование военными ВМС США. Несмотря на то, что добрая половина хронометража представляет собой вид из кабины пилота, на экране создаётся головокружительный экшн, позволяющий зрителю почувствовать себя за штурвалом истребителя.
Сам же герой Тома Круза — легендарный лётчик-испытатель Питер Митчелл с позывным Мэверик — предстаёт инфантом преклонных лет, который от стабильной жизни и ответственности предпочитает сбегать чуть ли не в космос. Тем временем эра истребителей с экипажем вот-вот пройдёт, а им на замену готовятся новейшие беспилотники, грозя Мэверику выходом в тираж. Когда же героя назначают тренером элитной команды лётчиков, ему всё же приходится столкнуться с призраками прошлого и принять неизбежное — разумеется, доказав напоследок, насколько же он крут.