![Кадр фильма «Чудо-женщина» // DC Studios](/media/chudo-zhenshina-oblozhka_ZAMDJ4I.jpg)
На протяжении большей части истории кино женщинам приходилось играть однотипные роли в боевиках. Чаще всего актрисы воплощали на экране попавших в беду девушек или отыгрывали второстепенных героинь, которые помогают основному персонажу в его путешествии. Ранние образы соответствовали общественным нормам, где женщины были зависимы от обстоятельств или других героев, и точно не влияли не то что на чужие, но и на собственные судьбы. Со временем женское участие в боевиках расширилось за счёт культурных сдвигов, что превратили их из пассивных наблюдателей в тех, кто самостоятельно определяет исход истории. Разбираемся, с чего началась история женских персонажей в боевиках и что из себя представляют героини сегодня.
Роль женщины в боевиках раннего Голливуда
На протяжении большей части истории кино женские персонажи в боевиках были скованны жёсткими гендерными рамками. Героини в основном занимали пассивную позицию, определяемую их потребностью «быть спасённой», а не возможностями продвигать действие вперёд. Образ «дамы в беде» стал основополагающим элементом во многих боевиках, а женщины часто становились жертвами обстоятельств, ожидающими, когда герои-мужчины их спасут.
Ранние экшены отражали гендерные ожидания того времени: женщин часто показывали хрупкими, эмоциональными и нуждающимися в защите сильных мужчин. Также актрисам доставались роли любовных увлечений, а их присутствие часто служило эмоциональным катализатором или сюжетным приёмом, мотивирующим героя. Образ «дамы в беде» подкреплял идею о том, что женщины только и нуждаются в спасении, а их эмоциональная реакция на опасность занимает центральное место в сюжете.
Одним из самых знаковых и показательных примеров образа «дамы в беде» является Энн Дэрроу из «Кинг-Конга» 1933 года. В фильме героиню в исполнении Фэй Рэй похищает гигантская обезьяна Конг, и она становится главным объектом спасения предприимчивых мужчин. На протяжении всего фильма Энн неоднократно попадает в плен, подвергается опасности, но в конечном итоге оказывается спасённой. Лишённая самостоятельности она выступает скорее объектом мужского вожделения и сюжетно-двигающим элементом, чем полноценным протагонистом — судьба Энн полностью зависит от действий персонажей мужского пола.
![Кадр фильма «Кинг-Конг» // RKO Radio Pictures](/media/king-kong-kadr.jpg)
История о Кинг-Конге воплощает в себе многие характерные черты боевиков первой половины 20-го века, где главная функция женского персонажа кроится в том, чтобы создать эмоциональную напряжённость и позволить мужчине проявить свою храбрость. Эта модель была характерна не только для «Кинг-Конга», но и для бесчисленных приключенческих фильмов, снятых с 1930-х по 1960-е годы. Во многих картинах прошлого женщины были красивыми, но пассивными персонажами, неспособными повлиять на сюжет, кроме как эмоционально воздействовать на решения персонажей мужского пола.
Другой пример можно найти в фильме «Приключения Робин Гуда» (The Adventures of Robin Hood) 1938 года, где леди Мэриан в исполнении Оливии де Хэвилленд постоянно приходится спасать, хотя героиня обладает некоторой способностью оказывать влияние на общество. Она способна покорить сердце Робин Гуда, но её окончательная судьба всё равно находится в руках героев-мужчин. Аналогичная ситуация в фильме «Знак Зорро» (The Mark of Zorro) 1940 года, где героиня Линды Дарнелл всего лишь добавляет эмоциональной глубины путешествию главного героя, которому по классике приходится её защищать.
Пассивные роли женщин в ранних боевиках отражали социальные нормы и ожидания того времени. С 1920-х по 1960-е годы основная задача женщин в обществе строилась на домашней сфере. Культурные нормы показывали, что женщины хрупки и нуждаются в защите как дома, так и за его пределами — такое восприятие глубоко укоренилось в средствах массовой информации, и Голливуд, как ключевой игрок культурного влияния, лишь закрепил эти идеи.
![Кадр фильма «Приключения Робин Гуда» // Warner Bros.](/media/priklyucheniya-robin-guda-kadr.jpg)
Переломный момент 1970-х и 1980-х годов
1970-е и 1980-е годы привели к кардинальным переменам в роли женщин на экране, особенно в жанре боевика. Женских персонажей перестали задвигать на второй план и отводить им роль объекта спасения — героини начали проявлять себя как самостоятельные сильные и сложные фигуры. Концепция «женщины-воина» заняла центральное место в новых историях, представив миру Рипли из «Чужого» (Alien) и Сару Коннор из «Терминатора» (The Terminator). Эти фильмы помогли переосмыслить роль женщин в кино, проложив путь для будущего весомого участия героинь в боевиках.
В научно-фантастическом фильме Ридли Скотта «Чужой» Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер проявила себя как умная, находчивая и, самое главное, сильная героиня — физически и эмоционально. Рипли далека от образа «дамы в беде», так как является опытным офицером, умеющим принимать трудные решения в условиях экстремальных ситуаций. Она способна бросить вызов как ужасающему инопланетному существу, так и корпоративной системе, в которой доминируют мужчины. Героиня Сигурни Уивер — отличный пример того, что женщины в боевиках могут быть не просто помощницами или любовными увлечениями; они могут быть лидерами, способными бороться не только за свою, но и за чужие жизни.
![Кадр фильма «Чужой» // 20th Century Fox](/media/chuzhoj-kadr_9Qlku5B.jpg)
Точно так же «Терминатор» Джеймса Кэмерона познакомил зрителей с Сарой Коннор в исполнении Линды Хэмилтон, которая впоследствии стала культовой героиней кино. В начале истории Сара Коннор — это уязвимая молодая женщина, не подозревающая о том, в каком опасном мире ей предстоит оказаться, но по мере развития сюжета она проходит путь и становится настоящим бойцом. Уже в «Терминаторе 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day) Сара не та беспомощная и растерянная личность, какой была в первом фильме, а высококлассный боец с одной единственной миссией: защитить своего сына и предотвратить уничтожение человечества в будущем. Превращение Сары из пассивной героини в могущественного воина наглядно показывает изменившееся отношение к способностям женщин в 1980-х годах.
Главным в этих персонажах была и остаётся их свобода воли — способность принимать собственные решения и влиять на судьбу. В отличие от пассивных женских персонажей предыдущих десятилетий, эти героини сюжетно не зависели от мужчин или от их способности спасти положение — они были теми, кто делал собственный выбор, шёл на риск и возглавлял бой с недругом. Рипли, например, была единственной, кто принял командование, когда ситуация стала критической, и отказалась выполнять приказы, которые могли подвергнуть опасности её экипаж. В то же время Сара Коннор проявила силу воли, подготовив себя к будущему, где ей предстоит столкнуться с механическим апокалипсисом.
Изменение роли женщины в боевиках 1970-х и 1980-х годов можно проследить по нескольким социальным сдвигам, произошедшим в этот период. Феминистское движение, набравшее значительный вес в 1960-х и 1970-х годах, оказало ощутимое влияние на индустрию развлечений: в то время как женщины боролись за равные права на рабочем месте, в политике и за её пределами, средства массовой информации начали постепенно отражать эти изменения. Изображение женщин как сильных и независимых фигур в экшен-фильмах стало прямым результатом всех культурных сдвигов того времени.
![Кадр фильма «Терминатор 2: Судный день» // TriStar Pictures](/media/terminator-2-kadr.jpg)
Сложные женские персонажи в боевиках 90-х
В 1990-е годы женские персонажи отошли от позиции решительных бойцов или пассивных жертв, став более сложными и многогранными фигурами, которые способны проявлять необычайную силу вкупе с глубокой уязвимостью. Героини боевиков этой эпохи не только сражались физически, но и боролись с внутренними конфликтами и эмоциональными вызовами, претерпевая ощутимый личностный рост.
Перемены в кино были обусловлены изменением отношения общества к гендерному равенству, а также влиянием феминистского движения, которое боролось за более разнообразное и реалистичное изображение женщин в медиа. Также зрители начали испытывать потребность в главных героинях на экране, чтобы те были бы не просто бойцами, как в случае с Эллен Рипли и Сарой Коннор, но и сложными личностями со своими уязвимостями, мотивациями и эмоциональными проблемами.
В фильме «Убить Билла» (Kill Bill) Квентин Тарантино представил миру одну из культовых героинь современного кинематографа — Беатрикс Киддо или же Невесту, роль которой исполнила Ума Турман. Беатрикс не только профессиональная убийца, но и эмоционально сломленная женщина, движимая глубоким чувством утраты и жаждой мести. Её путь связан как с личным исцелением, так и с физической борьбой. Миссия отомстить за свою семью пусть и занимает центральное место в сюжете, но уязвимость Беатрикс — травма из прошлого и эмоциональная цена насилия — очеловечивает её. Фильм сочетает традиционные боевые искусства с пронзительным исследованием чувства утраты, потерь и искупления, что помогает создать сильного, но в то же время глубоко травмированного персонажа.
![Кадр фильма «Убить Билла» // Miramax Films](/media/ubit-billa-kadr_QocXayr.jpg)
Аналогичным образом «Матрица» (The Matrix) познакомила зрителей с Тринити (Кэрри-Энн Мосс) — соратницей Нео (Киану Ривз). Тринити не только жёсткий, умный и высококвалифицированный профессионал своего дела, но также именно она выступает важной частью эмоционального и философского ядра фильма. Связь с Нео и приверженность общему делу дают представление о её мотивах, выходящих за типичные рамки боевика, а исследование фильмом вопросов выбора, судьбы и человеческого сознания дополняет образ, делая Тринити чем-то большим, чем просто персонажем «на подхвате» у главного героя. Она — живое воплощение баланса физической силы и эмоционального интеллекта, что было редкостью в боевиках конца 90-х годов.
Одной из отличительных черт героинь боевиков 90-х годов — это способность сочетать уязвимость с силой. В отличие от более ранних образов женщин в экшенах, где эмоциональная уязвимость часто преподносилась как слабость, героиням поздних фильмов позволили проявлять не только силу и решительность, но и быть хрупкими. Эмоциональная борьба и внутренние конфликты сыграли центральную роль в развитии характеров этих женских персонажей, придав глубины их насыщенному событиями путешествию.
![Кадр фильма «Матрица» // Warner Bros.](/media/matrica-kadr_kymnD0G.jpg)
Женские персонажи боевиков в современном кино
В современных боевиках нынешнего времени представлен более широкий спектр героинь-женщин, которые выделяются цветом кожи, нетипичным телосложением и самым разнообразным происхождением. Подобные перемены не только повышают реалистичность фильмов, но и способствуют созданию историй, которые находит отклик у мировой аудитории. Пока Голливуд продолжает совершенствовать сюжеты, героини боевиков становятся всё более разнообразными и многогранными, освобождаясь от старых стереотипов и предлагая зрителям более широкий спектр образцов для подражания.
Одним из наиболее заметных изменений в современных экшенах стало увеличение числа цветных женщин на главных ролях. Исторически в жанре боевика доминировали белокожие актёры, которые обычно были физически сильными и внешне идеализированными, однако за последнее десятилетие произошли значительные изменения, связанные с появлением персонажей, которые отражают мультикультурную природу современной глобальной аудитории.
К примеру, в кинокомиксе «Чёрная пантера» (Black Panther) 2018 года темнокожие героини — не просто помощницы или второстепенные персонажи, а самостоятельные влиятельные фигуры. Накия (Лупита Нионго) и Окойе (Данай Гурира) играют ключевые роли, демонстрируя силу, интеллект и решительность. Накия, например, опытный воин и гуманист, сражающийся не только за защиту Ваканды, но и за социальные перемены. Окойе, лидер «Дора Миладже», выступает яростной защитницей нации, демонстрируя лидерские качества, преданность и мужество. Эти персонажи ломают традиционные стереотипы, доказывая, что героини боевиков могут быть самой разной внешности и этнического происхождения.
![Кадр фильма «Чёрная пантера» // Marvel Studios](/media/chyornaya-pantera-kadr_dszxo3w.jpg)
Помимо расового разнообразия, в боевиках также наблюдается значительный прогресс в представлении нетрадиционного телосложения. В более ранних фильмах героини экшенов часто обладали спортивными подтянутыми телами, и далеко не все актрисы могли вписаться в этот узкий стандарт. Сегодня женские персонажи отражают широкий спектр типов телосложений и предлагают более реалистичных женщин в жанре экшена. Эти перемены можно проследить в таких фильмах как «Чудо-женщина» (Wonder Woman) 2017 года, где Диана в исполнении Галь Гадот пусть и спортивная, но всё же отличается более естественным и женственным телосложением по сравнению с мускулистыми героинями боевиков прошлого. К тому же сила её характера определяется не только физической формой, но и интеллектом, эмпатией и завидной решимостью.
Растущее разнообразие помогает избавиться от стереотипов о том, как «должна» выглядеть героиня боевика, и открывает возможности для более широкой репрезентации женщин из разных слоёв общества. Такой подход также позволяет большему количеству зрителей увидеть похожих на себя персонажей, тем самым способствуя ощущению вовлечённости.
![Кадр фильма «Чудо-женщина» // DC Studios](/media/chudo-zhenshina-kadr_T12sViQ.jpg)
Смотреть лучшие боевики онлайн и в хорошем качестве можно на Tvigle!