На протяжении большей части истории кино женщинам приходилось играть однотипные роли в боевиках. Чаще всего актрисы воплощали на экране попавших в беду девушек или отыгрывали второстепенных героинь, которые помогают основному персонажу в его путешествии. Ранние образы соответствовали общественным нормам, где женщины были зависимы от обстоятельств или других героев, и точно не влияли не то что на чужие, но и на собственные судьбы. Со временем женское участие в боевиках расширилось за счёт культурных сдвигов, что превратили их из пассивных наблюдателей в тех, кто самостоятельно определяет исход истории. Разбираемся, с чего началась история женских персонажей в боевиках и что из себя представляют героини сегодня.
Роль женщины в боевиках раннего Голливуда
На протяжении большей части истории кино женские персонажи в боевиках были скованны жёсткими гендерными рамками. Героини в основном занимали пассивную позицию, определяемую их потребностью «быть спасённой», а не возможностями продвигать действие вперёд. Образ «дамы в беде» стал основополагающим элементом во многих боевиках, а женщины часто становились жертвами обстоятельств, ожидающими, когда герои-мужчины их спасут.
Ранние экшены отражали гендерные ожидания того времени: женщин часто показывали хрупкими, эмоциональными и нуждающимися в защите сильных мужчин. Также актрисам доставались роли любовных увлечений, а их присутствие часто служило эмоциональным катализатором или сюжетным приёмом, мотивирующим героя. Образ «дамы в беде» подкреплял идею о том, что женщины только и нуждаются в спасении, а их эмоциональная реакция на опасность занимает центральное место в сюжете.
Одним из самых знаковых и показательных примеров образа «дамы в беде» является Энн Дэрроу из «Кинг-Конга» 1933 года. В фильме героиню в исполнении Фэй Рэй похищает гигантская обезьяна Конг, и она становится главным объектом спасения предприимчивых мужчин. На протяжении всего фильма Энн неоднократно попадает в плен, подвергается опасности, но в конечном итоге оказывается спасённой. Лишённая самостоятельности она выступает скорее объектом мужского вожделения и сюжетно-двигающим элементом, чем полноценным протагонистом — судьба Энн полностью зависит от действий персонажей мужского пола.
История о Кинг-Конге воплощает в себе многие характерные черты боевиков первой половины 20-го века, где главная функция женского персонажа кроится в том, чтобы создать эмоциональную напряжённость и позволить мужчине проявить свою храбрость. Эта модель была характерна не только для «Кинг-Конга», но и для бесчисленных приключенческих фильмов, снятых с 1930-х по 1960-е годы. Во многих картинах прошлого женщины были красивыми, но пассивными персонажами, неспособными повлиять на сюжет, кроме как эмоционально воздействовать на решения персонажей мужского пола.
Другой пример можно найти в фильме «Приключения Робин Гуда» (The Adventures of Robin Hood) 1938 года, где леди Мэриан в исполнении Оливии де Хэвилленд постоянно приходится спасать, хотя героиня обладает некоторой способностью оказывать влияние на общество. Она способна покорить сердце Робин Гуда, но её окончательная судьба всё равно находится в руках героев-мужчин. Аналогичная ситуация в фильме «Знак Зорро» (The Mark of Zorro) 1940 года, где героиня Линды Дарнелл всего лишь добавляет эмоциональной глубины путешествию главного героя, которому по классике приходится её защищать.
Пассивные роли женщин в ранних боевиках отражали социальные нормы и ожидания того времени. С 1920-х по 1960-е годы основная задача женщин в обществе строилась на домашней сфере. Культурные нормы показывали, что женщины хрупки и нуждаются в защите как дома, так и за его пределами — такое восприятие глубоко укоренилось в средствах массовой информации, и Голливуд, как ключевой игрок культурного влияния, лишь закрепил эти идеи.
Переломный момент 1970-х и 1980-х годов
1970-е и 1980-е годы привели к кардинальным переменам в роли женщин на экране, особенно в жанре боевика. Женских персонажей перестали задвигать на второй план и отводить им роль объекта спасения — героини начали проявлять себя как самостоятельные сильные и сложные фигуры. Концепция «женщины-воина» заняла центральное место в новых историях, представив миру Рипли из «Чужого» (Alien) и Сару Коннор из «Терминатора» (The Terminator). Эти фильмы помогли переосмыслить роль женщин в кино, проложив путь для будущего весомого участия героинь в боевиках.
В научно-фантастическом фильме Ридли Скотта «Чужой» Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер проявила себя как умная, находчивая и, самое главное, сильная героиня — физически и эмоционально. Рипли далека от образа «дамы в беде», так как является опытным офицером, умеющим принимать трудные решения в условиях экстремальных ситуаций. Она способна бросить вызов как ужасающему инопланетному существу, так и корпоративной системе, в которой доминируют мужчины. Героиня Сигурни Уивер — отличный пример того, что женщины в боевиках могут быть не просто помощницами или любовными увлечениями; они могут быть лидерами, способными бороться не только за свою, но и за чужие жизни.
Точно так же «Терминатор» Джеймса Кэмерона познакомил зрителей с Сарой Коннор в исполнении Линды Хэмилтон, которая впоследствии стала культовой героиней кино. В начале истории Сара Коннор — это уязвимая молодая женщина, не подозревающая о том, в каком опасном мире ей предстоит оказаться, но по мере развития сюжета она проходит путь и становится настоящим бойцом. Уже в «Терминаторе 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day) Сара не та беспомощная и растерянная личность, какой была в первом фильме, а высококлассный боец с одной единственной миссией: защитить своего сына и предотвратить уничтожение человечества в будущем. Превращение Сары из пассивной героини в могущественного воина наглядно показывает изменившееся отношение к способностям женщин в 1980-х годах.
Главным в этих персонажах была и остаётся их свобода воли — способность принимать собственные решения и влиять на судьбу. В отличие от пассивных женских персонажей предыдущих десятилетий, эти героини сюжетно не зависели от мужчин или от их способности спасти положение — они были теми, кто делал собственный выбор, шёл на риск и возглавлял бой с недругом. Рипли, например, была единственной, кто принял командование, когда ситуация стала критической, и отказалась выполнять приказы, которые могли подвергнуть опасности её экипаж. В то же время Сара Коннор проявила силу воли, подготовив себя к будущему, где ей предстоит столкнуться с механическим апокалипсисом.
Изменение роли женщины в боевиках 1970-х и 1980-х годов можно проследить по нескольким социальным сдвигам, произошедшим в этот период. Феминистское движение, набравшее значительный вес в 1960-х и 1970-х годах, оказало ощутимое влияние на индустрию развлечений: в то время как женщины боролись за равные права на рабочем месте, в политике и за её пределами, средства массовой информации начали постепенно отражать эти изменения. Изображение женщин как сильных и независимых фигур в экшен-фильмах стало прямым результатом всех культурных сдвигов того времени.
Сложные женские персонажи в боевиках 90-х
В 1990-е годы женские персонажи отошли от позиции решительных бойцов или пассивных жертв, став более сложными и многогранными фигурами, которые способны проявлять необычайную силу вкупе с глубокой уязвимостью. Героини боевиков этой эпохи не только сражались физически, но и боролись с внутренними конфликтами и эмоциональными вызовами, претерпевая ощутимый личностный рост.
Перемены в кино были обусловлены изменением отношения общества к гендерному равенству, а также влиянием феминистского движения, которое боролось за более разнообразное и реалистичное изображение женщин в медиа. Также зрители начали испытывать потребность в главных героинях на экране, чтобы те были бы не просто бойцами, как в случае с Эллен Рипли и Сарой Коннор, но и сложными личностями со своими уязвимостями, мотивациями и эмоциональными проблемами.
В фильме «Убить Билла» (Kill Bill) Квентин Тарантино представил миру одну из культовых героинь современного кинематографа — Беатрикс Киддо или же Невесту, роль которой исполнила Ума Турман. Беатрикс не только профессиональная убийца, но и эмоционально сломленная женщина, движимая глубоким чувством утраты и жаждой мести. Её путь связан как с личным исцелением, так и с физической борьбой. Миссия отомстить за свою семью пусть и занимает центральное место в сюжете, но уязвимость Беатрикс — травма из прошлого и эмоциональная цена насилия — очеловечивает её. Фильм сочетает традиционные боевые искусства с пронзительным исследованием чувства утраты, потерь и искупления, что помогает создать сильного, но в то же время глубоко травмированного персонажа.
Аналогичным образом «Матрица» (The Matrix) познакомила зрителей с Тринити (Кэрри-Энн Мосс) — соратницей Нео (Киану Ривз). Тринити не только жёсткий, умный и высококвалифицированный профессионал своего дела, но также именно она выступает важной частью эмоционального и философского ядра фильма. Связь с Нео и приверженность общему делу дают представление о её мотивах, выходящих за типичные рамки боевика, а исследование фильмом вопросов выбора, судьбы и человеческого сознания дополняет образ, делая Тринити чем-то большим, чем просто персонажем «на подхвате» у главного героя. Она — живое воплощение баланса физической силы и эмоционального интеллекта, что было редкостью в боевиках конца 90-х годов.
Одной из отличительных черт героинь боевиков 90-х годов — это способность сочетать уязвимость с силой. В отличие от более ранних образов женщин в экшенах, где эмоциональная уязвимость часто преподносилась как слабость, героиням поздних фильмов позволили проявлять не только силу и решительность, но и быть хрупкими. Эмоциональная борьба и внутренние конфликты сыграли центральную роль в развитии характеров этих женских персонажей, придав глубины их насыщенному событиями путешествию.
Женские персонажи боевиков в современном кино
В современных боевиках нынешнего времени представлен более широкий спектр героинь-женщин, которые выделяются цветом кожи, нетипичным телосложением и самым разнообразным происхождением. Подобные перемены не только повышают реалистичность фильмов, но и способствуют созданию историй, которые находит отклик у мировой аудитории. Пока Голливуд продолжает совершенствовать сюжеты, героини боевиков становятся всё более разнообразными и многогранными, освобождаясь от старых стереотипов и предлагая зрителям более широкий спектр образцов для подражания.
Одним из наиболее заметных изменений в современных экшенах стало увеличение числа цветных женщин на главных ролях. Исторически в жанре боевика доминировали белокожие актёры, которые обычно были физически сильными и внешне идеализированными, однако за последнее десятилетие произошли значительные изменения, связанные с появлением персонажей, которые отражают мультикультурную природу современной глобальной аудитории.
К примеру, в кинокомиксе «Чёрная пантера» (Black Panther) 2018 года темнокожие героини — не просто помощницы или второстепенные персонажи, а самостоятельные влиятельные фигуры. Накия (Лупита Нионго) и Окойе (Данай Гурира) играют ключевые роли, демонстрируя силу, интеллект и решительность. Накия, например, опытный воин и гуманист, сражающийся не только за защиту Ваканды, но и за социальные перемены. Окойе, лидер «Дора Миладже», выступает яростной защитницей нации, демонстрируя лидерские качества, преданность и мужество. Эти персонажи ломают традиционные стереотипы, доказывая, что героини боевиков могут быть самой разной внешности и этнического происхождения.
Помимо расового разнообразия, в боевиках также наблюдается значительный прогресс в представлении нетрадиционного телосложения. В более ранних фильмах героини экшенов часто обладали спортивными подтянутыми телами, и далеко не все актрисы могли вписаться в этот узкий стандарт. Сегодня женские персонажи отражают широкий спектр типов телосложений и предлагают более реалистичных женщин в жанре экшена. Эти перемены можно проследить в таких фильмах как «Чудо-женщина» (Wonder Woman) 2017 года, где Диана в исполнении Галь Гадот пусть и спортивная, но всё же отличается более естественным и женственным телосложением по сравнению с мускулистыми героинями боевиков прошлого. К тому же сила её характера определяется не только физической формой, но и интеллектом, эмпатией и завидной решимостью.
Растущее разнообразие помогает избавиться от стереотипов о том, как «должна» выглядеть героиня боевика, и открывает возможности для более широкой репрезентации женщин из разных слоёв общества. Такой подход также позволяет большему количеству зрителей увидеть похожих на себя персонажей, тем самым способствуя ощущению вовлечённости.
Смотреть лучшие боевики онлайн и в хорошем качестве можно на Tvigle!