События второго фильма разворачиваются спустя 16 лет после гибели Максимуса Децимуса Меридиуса. Мечты героя и его наставника Марка Аврелия о Римской Республике так и не были воплощены в жизнь. Вместо этого страной правят братья-тираны Гета и Каракалла – весьма впечатляющий дуэт Джозефа Куинна («Очень странные дела») и Фреда Хекинджера («Белый Лотос»). Рим погряз в войне, бедности и жестокости, поэтому, чтобы отвлечь народ от волнений, гладиаторские бои стали постоянным развлечением.
Герой второго фильма, воин Ханно (Пол Мескал) из африканского королевства Нумидия, борется за родной дом с войсками Римской империи. Однако легион одерживает победу и раненого мужчину забирают в плен, а позже продают в рабство, где, по заветам приквела, его выкупает организатор региональных гладиаторских боёв. Впечатлив толпу и своего нового владельца Макрина (Дензел Вашингтон), Ханно вскоре попадает в самое сердце Римской империи, чтобы участвовать в гладиаторских боях столицы. Там герой оказывается втянут в политические заговоры и вскоре от его действий будет зависеть судьба всего Рима. В общем, абсолютно ни на что не похожий, свежий сюжет.
Что на самом деле кроется за этой историей и стоит ли смотреть фильм «Гладиатор 2» – давайте разбираться.
Долгий путь к величию
Сиквел фильма «Гладиатор» был задуман чуть ли не сразу после выхода первой части. Головокружительный успех картины непрозрачно намекал, что эта курица будет ещё долго нести золотые яйца. Но была одна проблема – главный герой первого фильма мёртв.
Это всегда большой вопрос: «стоит ли убивать главного героя?». Но тогда это казалось самым драматичным ходом, который бы точно запомнился. Потому что, в конце концов, так и обретается бессмертие
Идею сиквела лелеял не только Скотт, но и Рассел Кроу, сыгравший главную роль в первом фильме. Актёру казалось, что в продолжение можно внести некий мистический или фантазийный элемент. В попытках раскрутить эту идею в 2006 году студия DreamWorks наняла музыканта и писателя Ника Кейва для разработки сценария. Австралиец сотворил что-то поистине впечатляющее: согласно новому сюжету, Максимуса должны были вернуть к жизни древние Боги и периодически отправлять его вершить правосудие в самые важные моменты в истории человечества. Бывший гладиатор, а ныне сверхчеловек, должен был убить Иисуса Христа, а заканчивалась его история работой в Пентагоне. Пилотное название фильма – «Убийца Христа».
К сожалению, этого шедевра нам увидеть не довелось, студия завернула «гениальную идею». К тому же примерно в то же время, DreamWorks оказался на грани банкротства из-за недооценённого мультипликационного фильма «Синдбад: Легенда семи морей». Paramount выкупил компанию, а вместе с ней и права на все картины, что сильно затрудняло работу над продолжением.
Но Скотт не сдавался. В 2018 году к работе над сиквелом подключился сценарист Дэвид Крейг, известный на тот момент по фильму «Город Воров». Только в конце туннеля забрезжил свет, но разработку картины приостановила пандемия. И только в 2021 году, вооружённый коллегой по фильму «Наполеон» – сценаристом Дэвидом Скарпа, Скотт всё-таки приступил к съёмкам сиквела.
Что же из этого получилось? Давайте разбираться.
«То, что мы делаем в этой жизни, отзывается в вечности»
- ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Прямой перевод этой фразы с английского, звучит как: «то, что мы делаем в этой жизни, эхом отзывается в вечности». Это важно помнить, приступая к просмотру сиквела, потому что ничем иным, как эхом былого величия это назвать нельзя.
Количество отсылок к первому фильму в начале радует глаз. С первых же кадров мы видим, как герой перебирает руками зерна, прямо как Максимус колосья в первой части. Однако со временем начинает казаться, что в сюжете картины нет ничего, кроме отсылок на первый фильм.
Ханно – молодой парень, живущий в королевстве Нумидия со своей женой Аришат. Как и Максимусу, ему не чуждо военное дело, он командует отрядом воинов, обороняющихся от римских захватчиков. «Гладиатор 2», как и первый фильм, начинается с военных действий. Только на этот раз от лица «варваров». Генерал Акаций, которого играет несравненный Педро Паскаль («Игра Престолов», «Одни из нас»), достаточно быстренько эту оборону пробивает. На лице мужчины написано, что он «слишком стар для этого дерьма» и сам уже не понимает, за что борется. В процессе битвы люди Акация убивают жену Ханно, что становится большим ударом для главного героя. Ему приходит видение, в котором Аришат присоединяется к мрачной фигуре на плоту, чтобы перебраться на другую сторону реки... видимо, Стикс? Хотя при чём тут река Стикс и королевство Нумидия непонятно, но Скотт ещё после премьеры фильма «Наполеон» дал всем понять, что мнение историков его не интересует, поэтому не будем заострять на этом внимание.
Перед окончанием видения Аришат заявляет, что будет ждать героя на той стороне. В загробном мире вообще пора бы построить комнату ожидания для мёртвых жён гладиаторов.
Приходит в себя Ханно уже в побеждённом городе. Римляне берут героя в плен, и вскоре тот попадает в руки коварного, но по-своему гениального работорговца Макрина. Герой Дензела Вашингтона вообще одна из немногих причин досмотреть этот фильм до конца, чтобы увидеть, как кайфует актёр в роли расчётливого злодея. Макрин – это мрачная версия работорговца Проксимо (Оливер Рид) из первой части. Он так же видит в побеждённом, но не сломленном Ханно будущую звезду арены, и, не раздумывая, отправляет его на первый бой.
Тут-то мы лишний раз убеждаемся, что CGI графика в последнее время только вредит кино, потому что Ханно и его со-командникам приходится бороться против насквозь графичных бабуинов. Обезьяны будто сбежали из малобюджетного ужастика, ну или закончили смену в съёмках игрового ремейка «Король лев». Но Ханно CGI не боится и, покусав одну из обезьян, завоёвывает себе признание в обществе гладиаторов.
Героя везут показать римским императорам. Макрин мотивирует его, обещая «подарить» голову Акация. Сам генерал в это время уже вернулся из похода, натужно поулыбался рыжим братьям-тиранам и отправился к себе домой, навестить жену Луциллу (Конни Нильсен), бывшую возлюбленную Максимуса. Её, кстати, играет та же актриса и это почти единственное лицо, знакомое нам по первой части, не считая неприметного сенатор Гракуса (Дерек Джекоби), который во втором фильме является молчаливой пародией на самого себя. В приватной беседе пара обсуждает план государственного переворота, и мы понимаем, что Акаций – хороший парень.
Оказавшись в Риме, Ханно снова покоряет сердца зрителей своим владением боевым искусством. Прямо как Максимус. Вот только Максимус был легионером, генералом, на счету у которого было множество побед. А Ханно руководил группкой варваров и в начальном сражении ничем не отличился, поэтому его «величию» верить не получается. Но несмотря на это, герою удаётся сплотить гладиаторов и те почти беспрекословно начинают слушаться его команд в Колизее. Что тоже абсолютно непонятно: в Максимусе сразу узнали опытного бойца, среди его «коллег по цеху» были такие же военные, субординация у которых в крови. Они прислушивались к герою Кроу, потому что признали в нём мудрого генерала. Ханно же «заслужил» уважение тем, что покусал обезьяну...
Гладиаторские бои в этом фильме явно организовывает Сенека Крэйн из «Голодных игр». Колизей и затапливают водой, и запускают туда целого носорога (за которого Ридли Скотт бился ещё с первого фильма, но технологии 2000 года не позволили ему осуществить мечту). Испытаний на долю нашего героя выпадает масса, но самое большое – это внезапное признание Луццилы. Оказывается, Ханно – это её сын Луцций, известный нам по первой части. Более того, он ещё, оказывается, и сын Максимуса, что напрочь рушит драматургию первой части, где настойчивые приставания Коммодуса (Хаокин Феникс) к сестре и его странное любование Луццием недвусмысленно намекали, что мальчик – дитя нежеланной связи с братом-тираном. Бедолага Максимус полфильма страдал по единственному ребёнку и жене и всячески отгораживался от Луццилы. Могла бы и обмолвиться о наличии второго сына... Но для сиквела нужно, чтобы Луцций был сыном Максимуса, иначе как ещё объяснить его невероятный талант и тягу к песочку на арене?
Таким образом, мотивация героя меняется: теперь он здесь не для того, чтобы убить Акация, а для того, чтобы спасти Рим. Происходит попытка освобождения Луцция из заточения, но, как и в первом фильме, попытка проваливается. Луццию предстоит сразиться со...своим отчимом, которого императоры отправили на арену за попытку освободить пасынка и устроить переворот. Вот тут фильм и начинает показывать нам свою оригинальность (на втором часу картины). Немного поборовшись, герои всё-таки отказываются убивать друг друга, и Акация расстреливают лучники. Поистине, красивая и драматичная смерть.
Убийство народного любимца становится последней каплей в сердце страдающего народа. На улицах начинаются волнения. Приблизившийся к императорам за это время работорговец Макрин начинает свою кровожадную игру и буквально убивает Гету руками Каракала. В одиночку слабоумный император, который, ко всему прочему, ещё и медленно умирает от сифилиса, совсем не представляет угрозы. Власть постепенно переходит в руки расчётливого Макрина. Его персонаж, действительно, хорошо прописан – герой верит, что миром правят деньги и власть, он сам когда-то был рабом и гладиатором, но смог «выбраться в люди», как его предшественник Проксимо. Только в отличие от героя Оливера Рида, Макрин решает, что просто работорговля – не является его карьерным потолком, а вот правление Римом – самое то.
Чтобы «успокоить» народ объявляются новые голодные игры, ой, то есть гладиаторские бои. На этот раз Луццию предстоит защищать мать от солдат императора. Он бы непременно погиб в этом бою, если бы не обзавёлся другом в лице гладиаторского доктора, который отдал ему ключи от темницы. Накануне вечером, Луцций так же попросил доктора отправиться к войскам отчима с посланием – будучи легитимным «принцем» Рима, Луцций призывает войска, чтобы освободить государство от деспотии. Ему удаётся освободить всех со-командников, к тому моменту уже безоговорочно следующих за ним и смотрящих на него влюблённым взглядом. Он также спускается в гладиаторский склеп, где похоронен Максимус (надписи над гробницей выгравированы на чистом английском, но мы уже ничему не удивляемся) и забирает доспехи папаши, которые позже спасут его в финальной битве. Вместе с товарищами Луцций штурмует Колизей, что побуждает народ к действию. Испугавшийся волнений Макрин быстренько убивает Каракалу и бежит из города. Но Луцций не отстаёт, он догоняет работорговца у ворот столицы (проскакав всё императорское войско, где никто даже и не подумал его остановить) и сталкивается со своим противником лицом к лицу. Тут уже подоспели войска отчима, намечается жестокая битва. Но Луцций предлагает Макрину разобраться один на один, как мужик с мужиком. Естественно, из этой битвы он выходит победителем, императорские войска решают, что биться им особо не за что, и с радостью присягают Луццию, который обещает, наконец, воплотить мечту своего дедушки Марка Аврелия в жизнь и make Rome great again.
Фильм «Гладиатор 2» больше походит на креативный ремейк первой картины, чем на самостоятельное произведение, но кому какое дело, когда накаченный Пол Мескал борется с носорогом? Да, здесь есть на что посмотреть: игра Дензела Вашингтона на высоте, гладиаторские бои впечатляют своим безумием, а олдскуллы сводит с каждым шагом гладиаторского бастарда. Но, пожалуй, самое большое упущение картины, это даже не то, что оригинальный сюжет начинается только во второй половине фильма, а то, что в съёмках сиквела не участвовал композитор первой части Ханс Циммер. Вот уж кто может из любого провала конфетку сделать. Без его эпичной музыки «Гладиатор 2» – это мяуканье котёнка рядом с рёвом мощного тигра.