Роскошь эпох: 10 иконических костюмов в исторических фильмах

Вдохновляющие наряды из картин, чьи события развиваются в разные эпохи.
02 ноября
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «Опасные связи» // Warner Bros.
Кадр фильма «Опасные связи» // Warner Bros.

Костюмы, как и декорации, — неотъемлемая часть исторического кино. Богатые наряды не только отражают эпоху, но и статус героя, его внутренний мир, а подчас и взгляды. Попытались разобраться, по каким причинам тот или иной наряд из исторических лент врезается в память, а также поискали любопытные факты о создании визуального совершенства из ткани и стежков.  

Элизабет Тейлор в «Клеопатре» (Cleopatra)

Роскошные наряды в фильме «Клеопатра» 1963 года задали новый стандарт в создании костюмов голливудских лент. Каждый образ Элизабет Тейлор излучал богатство и экзотику Древнего Египта: замысловатая вышивка бисером, расшитые золотом ткани и обилие драгоценных камней делали Клеопатру одновременно могущественной и соблазнительной. Для Тейлор создали 65 уникальных нарядов общей стоимостью около 195 тысяч долларов (свыше 2 млн долларов на сегодняшний день), а один из костюмов был вовсе расшит 24-каратным золотом. Стоит ли говорить о том, что подобных трат на костюмы одной актрисы в Голливуде на тот момент не было?

Образы Клеопатры включали в себя украшения, созданные на заказ ювелиром Юджином Джозефом. Все аксессуары в картине были искусной имитацией настоящих украшений, так как производить настоящие изделия из дорогих металлов студия 20th Century Fox себе уже не смогла позволить. Помимо прочего, царственный внешний вид Клеопатры послужил источником вдохновения для модниц 1960-х годов. Благодаря героине Элизабет Тейлор, в моду вошли змеиные кольца, геометрические стрижки, платья макси и «макияж Клеопатры» с ярким акцентом на глаза.

Кадр фильма «Клеопатра» // 20th Century Fox
Кадр фильма «Клеопатра» // 20th Century Fox

Кира Найтли в фильме «Анна Каренина» (Anna Karenina)

Работа художницы по костюмам Жаклин Дюрран подарила зрителям свежую интерпретацию русской аристократии, сочетающую традиционные элементы с современной чувственностью. Дюрран удачно сплела моду 1870-х и 1950-х годов, добавив современных деталей, но при этом сохранила историчность. Слияние эпох придало гардеробу Анны неповторимую элегантность, благодаря чему гардероб героини казался чем-то неподвластным времени.

Героиня Найтли носит элегантные платья, чьи фасоны и цвета часто перекликаются с её внутренними противоречиями. К примеру, чёрный бальный наряд был сшит из 16 метров тяжёлой ткани, выделяя Анну на фоне других женских персонажей, чей гардероб в основном состоял из светлых пастельных тонов. Также свой вклад внёс модный дом Chanel, одолжив для героини Киры Найтли украшения из жемчуга и бриллиантов на общую сумму 2 млн долларов.

Кадр фильма «Анна Каренина» // Working Title Films
Кадр фильма «Анна Каренина» // Working Title Films

Николь Кидман в «Мулен Руж» (Moulin Rouge!)

Создателем экстравагантных, театральных и дерзких нарядов героини Николь Кидман выступила художница по костюмам Катрин Мартин. Она попыталась воссоздать атмосферу богемного Парижа конца 19 века, представив один из самых эффектных нарядов в истории мюзиклов — красное атласное платье с чёрным кружевом, которое носила Сатин. Платье часто вспоминают в модных кругах за его смелость и красоту.

Ради работы над фильмом Катрин Мартин изучала моду 1889 года, посетив Институт костюма в Метрополитен-Опере. Некоторые из моделей того времени поразили воображение художницы, поскольку выглядели невероятно современно. К примеру, сердце Мартин покорило боа из фиолетового и оранжевого цветов, которое легло в основу похожего боа у героини Нини (Кэролайн О’Коннор).

Промо фильма «Мулен Руж» // 20th Century Fox
Промо фильма «Мулен Руж» // 20th Century Fox

Вивьен Ли в «Унесённых ветром» (Gone with the Wind)

Знаменитое зелёное платье Скарлетт О’Хары (Вивьен Ли), как и десятки других нарядов героини, создал художник по костюмам Уолтер Планкетт. Именно зелёный наряд, который героиня сшила из занавесок, стал одним из самых узнаваемых костюмов кинематографа. Он не только отражает изобретательность Скарлетт, но и символизирует стойкость, решимость, а также отчаянность персонажа в сложное военное время. 

Для фильма «Унесённые ветром» Уолтер Планкетт создал более пяти тысяч отдельных элементов одежды, которые носили главные герои, солдаты и массовка. Для гардероба Скарлетт он чаще использовал зелёный и красный цвета — первый сообщал о непростой двойственной натуре героини, а второй подчёркивал её страстность. При этом персонажу часто приходилось носить платья приглушённых тёмных тонов, несвойственных её характеру. Такие вещи символизировали трудные времена и попытки Скарлетт выстоять перед ними.

Кадр фильма «Унесённые ветром» // Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр фильма «Унесённые ветром» // Metro-Goldwyn-Mayer

Кейт Бланшетт в фильме «Елизавета» (Elizabeth)

Художница по костюмам Александра Бирн своей работой над фильмом «Елизавета» показала величие королевской особы и всей эпохи. В картине можно увидеть фантастические наряды с богатой вышивкой, завышенными воротниками и замысловатыми деталями. Особого внимания заслуживает золотое платье Елизаветы (Кейт Бланшетт) с широкими рукавами и тяжёлой парчой — именно в нём героиня посещает собственную коронацию.

При создании золотого платья Александра Бирн вдохновлялась знаменитым портретом Елизаветы I, написанным в 1559 году. Она использовала роскошный золотистый жаккард, рисунок из английских роз, а также двухслойный плащ, подбитый горностаем. Платье также украшено оборками, символизирующими переход Елизаветы к королевской роли, и жемчугом — классическим символом чистоты и могущества королевских особ елизаветинской эпохи.

Кадр фильма «Елизавета» // Gramercy Pictures
Кадр фильма «Елизавета» // Gramercy Pictures

Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady)

С помощью костюмов Сесила Битона героиня Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди» преобразилась из уличной цветочницы в элегантную и утончённую даму. Одним из самых ярких образов стал чёрно-белый наряд, который врезался в память зрителей благодаря огромной шляпе, яркой контрастностью цветов и замысловатым кружевным деталям.

Знаменитое платье ушло с аукциона в 2011 году за баснословные 3,7 млн долларов. Оно числилось в коллекции актрисы Дебби Рейнольдс, которая изначально приобрела культовый наряд за 100 тысяч долларов. Сесил Битон за свою работу над фильмом «Моя прекрасная леди» получил заветный «Оскар» в категории «Лучшая работа художника по костюмам».

Кадр фильма «Моя прекрасная леди» // Warner Bros.
Кадр фильма «Моя прекрасная леди» // Warner Bros.

Джуди Денч в фильме «Влюблённый Шекспир» (Shakespeare in Love)

Ещё одна обладательница «Оскара» Сэнди Пауэлл разработала костюмы для «Влюблённого Шекспира», особое внимание уделив образу королевы Елизаветы в исполнении Джуди Денч. И хотя героиня появилась в фильме на короткое время, её роскошное платье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом, надолго врезалось в память зрителей.

Сэнди Пауэлл намеренно использовала разную палитру цветов, чтобы подчеркнуть классовые различия между героями. Металлические цвета, по типу золота и серебра, носят представители высшего класса, тогда как землистые оттенки относятся к представителям низшего. Стоит отметить, что окружение королевы носит наряды с высокими воротниками, а также обильно использует пудру, маскируя с её помощью естественный оттенок кожи.

Кадр фильма «Влюблённый Шекспир» // Universal Pictures
Кадр фильма «Влюблённый Шекспир» // Universal Pictures

Натали Портман в фильме «Ещё одна из рода Болейн» (The Other Boleyn Girl)

В фильме «Ещё одна из рода Болейн» художница по костюмам Сэнди Пауэлл попыталась отразить эпоху Тюдоров с помощью жёстких корсетов, роскоши бархата и обилия драгоценностей, вплетённых в наряды. Особое место в картине занимает тёмно-зелёное платье Анны Болейн в исполнении Натали Портман, символизирующее её смелость и амбиции.

К тому же гардероб Анны заметно отличается от гардероба её сестры Марии (Скарлетт Йоханссон). Если первая отдаёт предпочтение красным и зелёным оттенкам, подчёркивающим её честолюбие, то вторая преимущественно носит мягкие тона, подтверждающие мягкость натуры Марии. Консервативные персонажи картины по задумке Сэнди Пауэлл отдают предпочтение строгим двускатным головным уборам, тогда как всё та же Анна Болейн носит округлые уборы во французском стиле, что заметно отличает её от остальных придворных короля.

Кадр фильма «Ещё одна из рода Болейн» // Universal Pictures
Кадр фильма «Ещё одна из рода Болейн» // Universal Pictures

Гленн Клоуз в «Опасных связях» (Dangerous Liaisons)

Замысловатые костюмы Джеймса Эчесона в фильме «Опасные связи» символизируют упадок французской аристократии 18-го века. Наряды посредством расшитых корсетов и пышных юбок идеально передают роскошь и излишество того периода, добавляя аутентичности драматическому повествованию. Особого внимания заслуживают образы Гленн Клоуз, сыгравшей восхитительную маркизу де Мертей.

Работая в рамках ограниченного бюджета, Эчесон использовал предназначенные для сари ткани и кружева викторианской эпохи, чтобы воссоздать роскошь французской аристократии 18-го века. Его необычный выбор материалов и нестандартный подход, продиктованные денежными ограничениями, помогли завоевать «Оскар» в категории «Лучшие костюмы».

Кадр фильма «Опасные связи» // Warner Bros.
Кадр фильма «Опасные связи» // Warner Bros.

Сирша Ронан в «Маленьких женщинах» (Little Women)

Художница по костюмам Жаклин Дюрран подчеркнула индивидуальность каждого персонажа «Маленьких женщин» с помощью определённой цветовой гаммы и выбора тканей. Натуральные тона и практичный мальчишеский стиль в облике Джо Марч (Сирша Ронан) отличают её от сестёр, которые в свою очередь отдают предпочтение пастельным и цветочным оттенкам. Подобное решение Дюрран не только оживило 19-й век, но и сделало героинь понятными современной аудитории.

Если присмотреться к гардеробу Джо, то среди её вещей можно увидеть множество мужских элементов: жилеты, рубашки и чёрные шляпы с полями. В то же время внешний вид тётушки Марч (Мэрил Стрип) соответствует викторианской эпохе, что играет на контрасте с современными образами других героинь.

Кадр фильма «Маленькие женщины» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Маленькие женщины» // Columbia Pictures

Смотреть лучшие исторические фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
От Призрака оперы до толкиеновских орков — гениальные гримёры и их творения в подборке Tvigle.
За пределами Голливуда: 15 неанглоязычных сериалов, ставших глобальным феноменом
За пределами Голливуда: 15 неанглоязычных сериалов, ставших глобальным феноменом
Популярные и интригующие шоу из разных уголков мира, которые стоит посмотреть прямо сейчас
На смену лосинам: эволюция супергеройских костюмов на примере Marvel и DC
На смену лосинам: эволюция супергеройских костюмов на примере Marvel и DC
Разбираем изменения во внешнем виде супергероев, когда те перебрались со страниц комиксов в кино.
Проклятые фильмы: правда или вымысел?
Проклятые фильмы: правда или вымысел?
Считается, что над этими фильмами висят самые настоящие проклятия. Tvigle разбирается в вопросе.