Идеальная концовка фильма — это нечто большее, чем просто выводы; это вершина кинематографического повествования, что надолго отпечатывается в памяти зрителей и вызывает море эмоций. Идеальные финалы вызывают восхищение, провоцируют дискуссии и делают фильм по-настоящему любимым. Собрали подборку из наиболее знаковых киноконцовок и попытались разобраться, почему они так хорошо работают на зрителях.
Осторожно! Возможны спойлеры!
«Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption), 1994 год
История о несправедливо осужденном банкире Энди Дюфрейне (Тим Роббинс) и его жизни в стенах тюрьмы Шоушенк. Вместе с сокамерником Редом (Морган Фриман) он пытается справиться с мрачными и суровыми реалиями тюремной жизни, оставаясь «на плаву» благодаря мечтам о свободе.
После долгих лет эмоциональных и физических испытаний Энди сбегает из Шоушенка через канализационную трубу и в конечном итоге оказывается на свободе под дождём, что выливается в один из самых трогательных моментов истории кино — триумф надежды и стойкости. Финал, показывающий встречу Реда и Энди на мексиканском берегу, сочетает поэтическую справедливость с прекрасным чувством завершённости.
«Начало» (Inception), 2010 год
«Начало» рассказывает об опытном воре Доминике Коббе (Леонардо ДиКаприо), который специализируется на проникновении в сны людей с целью извлечения ценной информации. Коббу предоставляют шанс избавиться от судимости, если он сможет совершить невозможное: внедрить идею в чужой разум без ведома владельца.
Финал ленты Кристофера Нолана стал одним из самых обсуждаемых в современном кино. Завершив миссию, Кобб возвращается домой к своим детям и прокручивает на столе тотем в виде волчка, чтобы убедиться в реальности происходящего вокруг. Однако Нолан не даёт зрителю ответ на вопрос, находится ли герой во сне или всё же в реальном мире, накрывая чёрным экраном финальную сцену. Неоднозначная концовка заставляет зрителей гадать, действительно ли Кобб свободен или всё ещё находится в плену сна.
«Шестое чувство» (The Sixth Sense), 1999 год
Детский психолог Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) начинает работать с маленьким мальчиком по имени Коул (Хэйли Джоэл Осмент), который утверждает, что может видеть мёртвых людей. На протяжении фильма Кроу пытается помочь пациенту справиться с ужасающим и пугающим даром.
М. Найт Шьямалан создал один из самых известных сюжетных поворотов в истории кинематографа, когда зритель «Шестого чувства» понимает, что доктор Кроу сам был мёртв на протяжении большей части фильма. Шокирующее открытие не только выливается в неожиданный момент для аудитории, но и даёт зрителю пережить весомые эмоции с тем, как Кроу, наконец, принимает собственную смерть.
«Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016 год
Начинающая актриса Миа (Эмма Стоун) и джазовый музыкант Себастьян (Райан Гослинг) влюбляются друг в друга, начиная вместе жить в Лос-Анджелесе и следуя за своими амбициозными мечтами. Когда их карьерные пути стремительно взмывают вверх, под удар попадают отношения.
Финальная сцена представляет собой горькую и прекрасную смесь фантазии и реальности. Зрителям показывают альтернативную версию жизни Мии и Себастьяна, где они остаются вместе, воплощая в жизнь романтические и профессиональные мечты. Однако реальное положение вещей показывает, что их пути разошлись: Миа стала успешной актрисой, а Себастьян осуществил давнюю мечту — открыл джаз-клуб. Их короткий обмен взглядами в переполненном клубе бьёт по живому, символизируя путь, по которому они так и не пошли.
«Крёстный отец» (The Godfather), 1972 год
«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы рассказывает о криминальной семье Корлеоне, чей наследник — Майкл Корлеоне (Аль Пачино) — проходит путь от героя войны, неохотно присоединившегося к семейному бизнесу, к безжалостному и расчётливому главе мафиозной империи.
Отдав приказ о серии жестоких убийств с целью укрепления влияния, Майкл Корлеоне захлопывает дверь перед своей женой Кей (Дайан Китон), как в прямом, так и в переносном смысле. Когда дверь медленно закрывается, Кей окончательно понимает, что мужчина, за которого она вышла замуж, с головой ушёл в криминальный мир. Сцена являет собой мощный образ полной трансформации Майкла в нового дона Корлеоне.
«Касабланка» (Casablanca), 1942 год
События разворачиваются во времена Второй мировой войны, а главным героем выступает американский эмигрант Рик Блейн (Хамфри Богарт), который управляет ночным клубом в Марокко. Здесь он встречает бывшую возлюбленную Ильзу (Ингрид Бергман) и помогает её мужу, лидеру сопротивления, спастись от нацистов.
Финал «Касабланки» остаётся одним из самых знаковых в истории кино. Рик жертвует своими чувствами к Ильзе и отправляет её с мужем в безопасное место, действуя ради общего блага. В конце Рик говорит Ильзе: «Париж всегда будет с нами» (We’ll always have Paris), тем самым подчёркивая свою эмоциональную жертву и ставя точку в отношениях, где другой уже обрёл счастье.
«Бойцовский клуб» (Fight Club), 1999 год
В фильме Дэвида Финчера безымянный рассказчик (Эдвард Нортон) с помощью харизматичного Тайлера Дёрдена (Брэд Питт) создаёт бойцовский клуб, где мужчины находят своеобразное удовольствие в кровавых боях друг с другом. По ходу сюжета рассказчик всё сильнее попадает под влияние Дёрдена, чьи поступки продиктованы извращённой философией.
В кульминационном моменте фильма рассказчик понимает, что Тайлер Дёрден — не отдельная личность, а проявление его собственных подавленных желаний и разочарований. Столкнувшись с истинным положением вещей, главный герой пытается справиться с Тайлером, пока последний находится в шаге от уничтожения зданий. В финальном моменте рассказчик держится за руки с Марлой (Хелена Бонем Картер), а вокруг них взрываются небоскребы. Этот момент одновременно сюрреалистичен и пронзителен, символизируя как разрушение, так и возрождение.
«Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind), 2004 год
После болезненного расставания с Клементиной (Кейт Уинслет) главный герой Джоэл (Джим Керри) решается на «спасительную» процедуру — его воспоминания о бывшей девушке будут полностью стёрты. В неконтролируемом им процессе уничтожения воспоминаний о Клементине он понимает, что не хочет её забывать.
В финале оба героя узнают, что каждый из них прошёл процедуру со стиранием памяти, но, несмотря на то, что они знают о прошлых провальных отношениях, Джоэл и Клементина решают дать друг другу шанс. Фильм не даёт однозначного ответа об их будущем, но, тем не менее, показывает, что боль любви стоит того, чтобы пережить её ради мгновений счастья.
«Унесённые ветром» (Gone with the Wind), 1939 год
На фоне гражданской войны в США прекрасная и волевая Скарлетт О'Хара (Вивьен Ли) переживает любовь, потери и борется за собственное выживание. На этом пути ей встречается обаятельный Ретт Батлер (Кларк Гейбл), с которым у Скарлетт выстроятся сложные отношения длиною в целую жизнь.
Фильм завершается одной из самых известных реплик в истории кинематографа. После долгих лет потрясений Ретт находит в себе силы уйти от Скарлетт, обращаясь к ней со словами: «Если честно, моя дорогая, мне наплевать» (Frankly, my dear, I don’t give a damn). Скарлетт остаётся одна и слишком поздно осознаёт, что по-настоящему любила Ретта все эти годы. Она клянётся вернуть возлюбленного, а её завидная стойкость подчёркивается фразой: «Завтра будет новый день» (Tomorrow is another day).
«Семь» (Se7en), 1995 год
Психологический триллер Дэвида Финчера о двух детективах Уильяме Сомерсете и Дэвиде Миллзе (Морган Фриман и Брэд Питт), которые расследуют серию извращённых убийств, «вдохновлённых» смертными грехами из библейских писаний.
В финале убийца Джон Доу (Кевин Спейси) заманивает детективов в отдалённое место, куда доставляют посылку. Миллзу приходится открыть коробку и обнаружить там отрубленную голову своей жены, тем самым становясь частью ужасающего плана Доу: Миллз должен стать воплощением гнева. В итоге герой Питта стреляет в убийцу, создавая один из самых опустошающих и противоречивых финалов в современном кинематографе.
«Престиж» (The Prestige), 2006 год
В центре истории — соперничающие фокусники Роберт Энжиер (Хью Джекман) и Альфред Борден (Кристиан Бэйл), чья одержимость в желании превзойти друг друга на сцене приводит ко всё более пугающим вещам.
В финале становится известно, что у Альфреда Бордена всё это время был брат-близнец, который помогал создавать самые искусные и впечатляющие иллюзии. Откровение о том, что Борден вёл двойную жизнь ради своего ремесла, одновременно шокирует и разбивает сердца зрителей, заставляя переосмыслить всё, что было показано до этого.
«Гражданин Кейн» (Citizen Kane), 1941 год
Газетный магнат Чарльз Фостер Кейн (Орсон Уэллс) мирно умирает в своём доме, произнося перед смертью лишь одно слово: «Роузбад». Общественность начинает теряться в догадках, что же означали последние слова умершего, в то время как фильм раскрывает жизнь героя, постепенно подводя к ответу.
Фильм заканчивается откровением о том, что «Роузбад» — это всего лишь название детских саней Кейна, символ невинности и счастья, который он потерял, когда вырос сильным, но одиноким человеком. Простой, но глубокомысленный финал превращает фильм из политической драмы в личное размышление о пустоте богатства и успеха, когда они не идут рука об руку с любовью и счастьем.
«Выпускник» (The Graduate), 1967 год
Недавний выпускник колледжа Бенджамин Брэддок (Дастин Хоффман) возвращается в родной город. Под флёром растерянности и незнания, что делать дальше со своей жизнью, он заводит роман со взрослой подругой своих родителей миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт), но в конечном счёте влюбляется в её дочь Элейн (Кэтрин Росс).
В финале Бенджамин срывает свадьбу Элейн, и они вместе сбегают с торжества, бросая, казалось бы, вызов своим семьям и окружению. Когда они запрыгивают в автобус и уезжают прочь от церкви, на их лицах сияют улыбки, но пару мгновений спустя радостные эмоции исчезают, сменяясь растерянностью и сомнениями. Двусмысленность в их проявлении эмоций усложняет финал, показывая, что бунтарский настрой не всегда приводит к счастью.
«Чёрный лебедь» (Black Swan), 2010 год
Балерина Нина (Натали Портман) впадает в безумие и теряет связь с реальностью, готовясь к главной роли в постановке «Лебединое озеро». Из-за напряжённых репетиций и требований к самой себе у героини начинаются галлюцинации, а премьера балета приводит к непоправимым последствиям.
Кульминационный момент фильма столь же захватывающий, сколь и трагичный. Нина выдаёт безупречную игру, но в процессе понимает, что смертельно ранила саму себя. В последние секунды она шепчет: «Я была идеальна» (I was perfect), добиваясь высочайшего художественного триумфа ценой жизни. Финал стирает грань между реальностью и иллюзией, заставляя зрителей сомневаться в том, что было реальным, а что — вымышленным.
«Одержимость» (Whiplash), 2014 год
Молодой барабанщик Эндрю (Майлз Теллер) поступает в престижную музыкальную консерваторию, где, в своём стремлении к величию, терпит жестокие методы обучения от сурового наставника Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс).
В кульминации фильма Эндрю выдаёт экстраординарное соло на ударных перед живой аудиторией, в конце концов добиваясь одобрения Флетчера. Финал одновременно триумфальный и тревожный, поскольку стремление Эндрю к совершенству отзеркаливает сумасшедшие требования Флетчера. Заключительные минуты заставляют зрителей задуматься о том, стоит ли победа Эндрю тех психологических и эмоциональных потерь, которые он пережил.
Смотреть фильмы с закрученным сюжетом можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!